Posted 13 августа 2021,, 12:47

Published 13 августа 2021,, 12:47

Modified 17 октября 2022,, 11:23

Updated 17 октября 2022,, 11:23

Обычно или особенно: как в Волгограде относятся к детям с ограниченными возможностями

13 августа 2021, 12:47
К людям с особенностями развития или ограниченными возможностями здоровья всегда несколько иное отношение со стороны окружающих. К детям — тем более. Случай в волжском аквапарке обнажил проблему этого отношения с другого ракурса. А на что в принципе могут рассчитывать такие ребята в развлекательных заведениях?

Проблема доступной среды в Волгоградской области актуальна всегда, но бывают ситуации, когда камнем преткновения становится не инфраструктурная составляющая, а банальный человеческий фактор. Яркий тому пример — резонансная история в волжском аквапарке, куда охранник не пустил ребёнка-аутиста. Позднее руководство заведения согласилось с действиями своего сотрудника, а семья мальчика, приехавшая отдохнуть из Астрахани, вынуждена была обратиться в прокуратуру.

Две грани одной проблемы

Защита прав особенных детей — вопрос весьма непростой и зачастую неоднозначный. Рассматривать его всегда нужно в нескольких плоскостях. Во-первых, с точки зрения дискриминации — такие ребята не должны чувствовать себя изгоями в обществе. Это не значит, что их обязательно нужно воспринимать так же, как и остальных, но и противопоставлять другим детям и акцентировать внимание на их особенностях (физических или умственных) точно недопустимо.

С другой стороны, бизнесу важно учитывать их ограниченные возможности и предоставлять услуги, исходя из этого. Это не только технический вопрос, но и организационный — например, когда необходимо предоставить специального экскурсовода в музее или уделить повышенное внимание безопасности, если речь идёт об активных развлечениях.

Между этими двумя аспектами на самом деле очень тонкая грань — важно уметь выделять, но при этом не разделять особенных ребят от других. Просто в некоторых случаях проявление излишней заботы и участливое отношение могут восприниматься как некое разграничение детей. Здесь многое зависит и от поведения родителей. Одни принимают ситуацию, при которой им идут навстречу и создают их ребёнку индивидуальные условия, другие же видят в этом определённую дискриминацию, а то и высказывают претензии, что их чадо отделили от других, нарушая его право на равенство.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что не стоит явно разграничивать обычных посетителей и детей с особенностями. Например, не выделять им отдельную зону, чтобы не вызывать обиду, а, допустим, ввести дополнительные скидки для них, но не лишать их возможности быть частью социума.

Тенденция или кому как повезёт?

В последнее время в СМИ то и дело мелькают случаи нетолерантности к детям-аутистам или инвалидам. Но было бы неправильно утверждать, что в Волгоградской области в принципе нет должного отношения к детям с ограниченными возможностями. В регионе для них проводятся даже экстремальные мероприятия (спуски на байдарках, езда на мотоциклах и т. д.). А касаемо массовых заведений общего характера, у каждой семьи свой опыт в этом плане, и далеко не все сталкивались с какими-то проявлениями дискриминации.

Многие родители таких детишек вообще не сталкиваются с негативным отношением со стороны различных заведений развлекательно-досугового характера. Поэтому выстраивать отдельные факты в одну общую цепочку и отмечать какую-то тенденцию точно не стоит. Другое дело — быть готовым к различному повороту событий, ведь никогда не знаешь, где столкнёшься с несправедливостью. Тут, скорее, правильнее говорить об отсутствии культуры отношения к тем, кто «немного другой».

«Мы ценим всех наших гостей и, конечно, никаких специальных ограничений посещения кинотеатра детьми с ограниченными возможностями у нас нет, — рассказывают в пресс-службе кинотеатра „Синема 5“. — Самые большие залы (№ 1 и № 2) наиболее комфортны в этом случае — в них выделены места для инвалидных колясок и отсутствуют лестницы при входе. Кроме того, у нас действуют социальные скидки, и не только для самих гостей с ограниченными возможностями, но и на одного сопровождающего. Эта информация размещена на нашем официальном сайте. Ну, а сотрудники, в свою очередь, при необходимости окажут посильную помощь».

Закона нет, но регулирование необходимо

Что касается правовой основы пребывания особенных детей в местах массового скопления людей, то каких-то чётких требований на законодательном уровне по этому поводу нет. Конечно, нужно ссылаться на конституционное равенство прав и недопущение разжигания конфликтов и деления людей по социальному статусу. Но конкретного закона, регулирующего этот аспект, не принято ни на региональном, ни на федеральном уровне. Да и обязывать к чему-то частный бизнес, к которому в большинстве своём относятся детские развлечения, сложнее, чем кажется — с государственными организациями в этом смысле проще.

Исходя из практики, в основном считается, что нахождение ребёнка с ограниченными возможностями в заведении, где есть повышенные риски для здоровья (аквапарк, бассейн, верёвочный парк), всё же в большей степени — зона ответственности родителей. Именно они должны отвечать за своего ребёнка, его поведение и реакции. Но во многих компаниях прописывают действующие ограничения или, наоборот, льготы во внутренних документах. Правда, здесь ещё важно доводить эту информацию до посетителей.

По словам председателя общественной организации «Равный мир» Оксаны Муртазаевой, чтобы не было таких ситуаций, как в аквапарке в Волжском, нужно искать компромиссное решение, которое бы устроило всех, но делать это тоже надо всем вместе.

«Если в семье нет особенного ребёнка, люди не поймут, что это такое и вряд ли сформируют правильное отношение к этому. Я считаю, что нужен конструктивный диалог, чтобы все стороны были услышаны. Для этого надо привлечь к обсуждению общественные организации, органы власти, представителей бизнеса, и общими усилиями прийти к какому-то компромиссу. В определённой степени некое особое отношение всё-таки должно быть».Оксана Муртазаева, член общественной палаты Волгограда, председатель ВООО "Хочу слышать" и ВРОО "Равный мир"

Не всё так плохо, но есть, к чему стремиться

Картина, которая в итоге вырисовывается, не кажется такой уж печальной. Да, болевые точки есть, и они хорошо известны. Но вместо того чтобы давить на них, лучше попытаться сделать так, чтобы они перестали быть болевыми. В одночасье отношение к особенным детям не поменяешь, но этого делать и не нужно. Нет никакого резона сталкивать две крайности, гораздо продуктивнее постепенно интегрировать в обычный мир тех детишек, у которых не всё, как у других. Главное, не ставить вокруг них границы и соблюдать гибкую политику.

По словам детского психолога Натальи Усковой, в таких ситуациях нами часто движет тревога и страх перед теми, кто отличается от большинства внешне или ментально. Зачастую мы свои страхи проецируем на детей, а они всего лишь хотят играть с теми, с кем им хочется и с кем интересно.

«У кого-то внутренний мир делится на чёрное и белое, а люди, соответственно, на своих и чужих. Отсюда вытекают ярко выраженная или скрытая нетерпимость, ксенофобия и даже агрессия, — объясняет Наталья. — Таким людям сложно воспринимать других как отличающихся, но равных. В этом смысле на внешнем уровне могут помочь общественные организации и органы власти, а заодно и возможности СМИ — не только новостным контентом, но и в виде просветительских проектов, которые смогут сделать особенных людей «понятными» для большинства».

Дети всегда более впечатлительны и эмоционально восприимчивы, чем взрослые. И с точки зрения психологии ребятишкам с особенностями развития важно расти в понимающем и принимающем обществе. Пусть они немножко другие, но они являются его неотъемлемой частью.

"