Posted 5 января 2021,, 05:00

Published 5 января 2021,, 05:00

Modified 17 октября 2022,, 11:04

Updated 17 октября 2022,, 11:04

Ещё больше запретов и враньё о коронавирусе: чего ожидать от 2021 года?

5 января 2021, 05:00
Тяжёлый 2020 год наконец стал частью прошлого, но было бы наивно думать, что вместе с ним завершились все кризисы и решились все проблемы в политике, экономике и общественной жизни. Возможно, долгожданный 2021-й окажется не менее сложным и для россиян в целом, и для волгоградцев в частности.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» собрала прогнозы федеральных и региональных экспертов и попыталась предположить, как в 2021 году будет развиваться ситуация в сферах здравоохранения, экономики, внутренней и внешней политики – как в пределах Волгоградской области, так и вообще в России.

Коронавирус: сплошное враньё и новые мутации

Разработка вакцины от COVID-19 позволила российским властям заявить, что победа над эпидемией и возвращение страны к нормальной жизни станет возможным уже в 2021 году. Но медики и учёные оценивают такие прогнозы с изрядной долей скептицизма. Во-первых, коронавирус уже успешно мутирует и становится всё более заразным (хотя и не более смертоносным): новый штамм, выявленный в Великобритании, это наглядно демонстрирует. Во-вторых, эксперты опасаются, что у чиновников от здравоохранения на фоне оптимистичных планов федеральных властей возникнет соблазн «поколдовать» над статистическими показателями.

Надёжно от властей можно ожидать двух вещей, которые они всегда делают: врать и воровать. В случае с пандемией – это, с одной стороны, преуменьшение количества жертв и опасности вируса, а с другой – экономия на помощи тем, кто пострадал от карантина. Новый штамм коронавируса, который обнаружили в Англии, плох тем, что очень быстро распространяется, а значит, может увеличить темпы, которыми болезнь охватывает население. Резко увеличится нагрузка на систему здравоохранения, – говорит кандидат биологических наук, научный журналист Илья Колмановский. – Сроки ликвидации угрозы коронавируса будут зависеть от темпов вакцинации, производства вакцины. Надо надеяться, что в развитых странах в 2021 году пандемию задавят.

По словам эксперта, в России важную роль в остановке эпидемии и выходе страны из «коронакризиса» может сыграть вакцина «Спутник V». Пока что она самая дешёвая из всех, а это позволит охватить прививками большинство населения. При этом не стоит ждать, что COVID-19 удастся вмиг победить по всему миру. Даже после того, как угроза коронавируса снизится, в «карантинной зоне» останутся целые страны, которые по разным причинам не смогут провести масштабную вакцинацию. Границы откроют не сразу и не везде, авиасообщение между странами будет возобновляться медленно, восстановление транспортной и туристической отраслей после кризиса окажется затруднено.

Худший вариант развития событий в 2021 году – появление нового штамма коронавируса, который окажется ещё заразнее и опаснее. Такой сценарий поставит крест на быстром возвращении к нормальной жизни и приведёт к жёсткому карантину, вплоть до режима чрезвычайного положения.

Экономика: с колен на четвереньки

И федеральные, и региональные власти пока что строят оптимистичные прогнозы относительно экономических тенденций 2021 года. Однако эксперты, оценивая итоги 2020 года и возможное развитие ситуации в 2021-м, проявляют скептицизм. На международном уровне не в пользу России играют сразу несколько факторов: это и давление «зелёного лобби» на традиционную энергетику, которое может сократить спрос на российскую нефть, и результаты выборов в США, где к власти пришёл антироссийски настроенный Байден.

Восстановление финансовых показателей нефтегазовых компаний до уровней 2019 года займёт не один год. Одним из ключевых негативных последствий для отрасли может стать изменение поведения потребителей, что приведёт к более длительному периоду восстановления спроса на нефть. К примеру, слабый спрос на авиатопливо может наблюдаться ещё два-три года. Кроме того, сделка ОПЕК+ будет сдерживать потенциал роста добычи в России как минимум до весны 2022 года. Специфическим сдерживающим фактором для российской нефтяной отрасли мы видим ужесточение налогообложения, которое начнёт действовать с 2021-го.Анна Бутко, аналитик по нефтегазовому сектору инвестиционной компании «АТОН»

Аналитики отмечают, что в 2021 году американцы могут ввести против РФ очередные санкции, вплоть до отключения российских банков от системы SWIFT. Это, разумеется, замедлило бы восстановление экономики страны после кризиса. Наконец, пока нет ясности по ситуации с коронавирусом: если эпидемия выйдет на новый виток, «вставание с колен» окончательно превратится в ползание на четвереньках. Всё это в совокупности может в очередной раз обрушить курс рубля.

Санкционное давление усиливается уже сейчас, в «переходный» период между администрациями Трампа и Байдена, и станет, вероятно, ещё более жёстким после вступления Байдена в должность. В конце января предстоят годовые налоговые платежи – они усилят спрос на рубль, и это, пожалуй, единственное условие, которое можно назвать благоприятным. Думаю, с его исчерпанием к середине февраля ослабление рубля может усилиться, – полагает Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций.

В масштабах Волгоградской области быстрого восстановления экономики также не стоит ожидать. Пострадавшим от «коронакризиса» отраслям, таким как общепит или туризм, могут потребоваться годы на полноценное восстановление. Темпы экономического роста в целом замедлятся, и вряд ли региональной администрации удастся полностью выполнить плановые показатели, которые были установлены ещё до эпидемии COVID-19.

И федеральное правительство, и областная администрация рисуют достаточно безоблачные планы на 2021 год. На федеральном уровне прогнозируют экономический рост в два с лишним процента, на областном – чуть ли не на 17%. Безусловно, это слишком радостные ожидания, – считает кандидат экономических наук Виктор Молоканов, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС). – Следующий год также будет тяжёлым: с «коронакризисом» ещё не всё решилось, к тому же России угрожают новые санкции, которые будут сдерживать экономическое развитие, потому что под них попадает всё больше и больше предприятий. Не думаю, что эти тенденции удастся нивелировать развитием внутреннего спроса и импортозамещения. Пока что я настроен достаточно пессимистично – надеюсь, удастся восстановить хотя бы цифры 2019 года.

Политика: закручивание гаек и сопротивление населения

В плане внутренней политики 2021 год, скорее всего, не принесёт россиянам ничего хорошего. Под конец 2020 года Госдума поспешно приняла целый ряд новых запретительных законов, в том числе связанных с регулированием онлайн-пространства и информационного рынка. Эксперты уверены, что склонность федеральных депутатов «запрещать и не пущать» будет только усугубляться.

Депутат от КПРФ Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, голосовал против запретительных законопроектов вместе с другими представителями парламентской оппозиции, но безуспешно – голоса единороссов обеспечили принятие этих инициатив. Г-н Смолин перечисляет новые законы, которые вызывают недоумение даже у многих его коллег: это не только предполагаемые ограничения в отношении интернет-гигантов YouTube и Google, но и, например, проект по «всероссийской реновации», который позволит выселять жильцов из неаварийных домов под предлогом «комплексной застройки территорий».

По запретительным мерам в 2021 году, конечно, фантазии нет предела. Может быть принят во втором и третьем чтениях закон о просветительской деятельности, который не поддерживает образование, а фактически его ограничивает. Надеюсь, что мы близки к исчерпанию запретительных законов. Чем ближе думские выборы, тем меньше скандальных решений нижняя палата российского парламента будет стремиться принять.Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке

Реальная эффективность российских запретительных законов вызывает большие сомнения у политологов. По мнению экспертов, Госдума в конце 2020 года вернулась в режим «бешеного принтера», генерируя невыполнимые и не имеющие юридического смысла нормативные акты.

Понятно, что никто не будет ни YouTube, ни Google блокировать: наши политики, конечно, не блещут интеллектуальными данными, но даже для них было бы слишком круто испортить отношения с транснациональными корпорациями. Google ведь тоже может обидеться и рассказать, что нынешние российские депутаты в нём искали за последние лет десять – я сомневаюсь, что кто-то из политиков будет так рисковать, – иронизирует волгоградский политолог Александр Сайгин, член экспертно-консультативного совета при Россотрудничестве. – Но вообще запретительных законов будет всё больше и больше. Уже в первом чтении принят закон об агитации физических лиц в соцсетях – по нему, если у тебя нет договора, ты не имеешь права выражать свои политические предпочтения. Конечно, это абсолютная чушь, которая не будет работать, как и куча других запретительных инициатив. Но власть всегда держит их в запасе.

По мнению экспертов, закручивание гаек будет продолжаться не только в сфере регулирования Интернета, но и в экономической политике. В частности, тревогу внушают попытки государства полностью взять под присмотр персональные данные россиян с целью тотального «обеления» доходов.

Скорее всего, россияне всё в меньшей степени смогут контролировать свои персональные данные, и во всё большей степени их будет контролировать государство – что в конечном итоге приведёт как к росту киберпреступлений, так и преступлений экономической направленности против бизнеса. Все инициативы, которые якобы призваны установить контроль, на самом деле создают огромное поле для махинаций. Чем больше государство хочет знать об экономической деятельности граждан – тем больше информации, учитывая раздутый бюрократический аппарат, будет просачиваться в сторону криминальных элементов.Александр Сайгин, политолог, член экспертно-консультативного совета при Россотрудничестве

Аналитики ожидают, что обеспечивать соблюдение новых запретов будут спецслужбы, и роль политического сыска в 2021 году увеличится. Это может привести к росту недовольства и протестных настроений среди населения, в первую очередь среди молодёжи. Однако поскольку соцопросы показывают, что примерно две трети россиян по-прежнему превыше всего ценят стабильность и готовы ради неё пожертвовать даже такими «мелочами», как сменяемость власти и личные свободы, федеральные власти пока не видят поводов для беспокойства.

Протесты 2021 года могут вырасти из социального неравенства, падения уровня жизни. Но возможен и инерционный сценарий. Я бы даже сказал, что он наиболее вероятен – что протесты не будут массовыми, зато протест будет нарастать в глубине народного сознания. Увы, но мы всегда идём по сценарию, когда пар не выпускается по чуть-чуть, а просто срывает крышку, – говорит политолог Илья Гращенков, глава Центра развития региональной политики.

Выборы: протесты будут, изменения – вряд ли

Главным политическим событием 2021 года представляются выборы в Госдуму – на них Кремль рассчитывает опробовать новую тактику с привлечением малых провластных партий, а несистемная оппозиция – вновь применить «умное голосование». Как ни странно, как у властей, так и у оппозиционеров замыслы могут не реализоваться в полной мере. Политологи ожидают, что по итогам выборов «Единая Россия» лишится части мандатов, а на смену думским старожилам придут относительно молодые, но при этом консервативно настроенные депутаты.

Думаю, состав Госдумы серьёзно не изменится, лишь «Единая Россия» немного сдаст свои позиции, потеряв 50-100 мандатов. Основной конкурент для них – КПРФ, которая, наоборот, может получить до 50 мандатов дополнительно. Также 20-30 дополнительных мандатов может получить ЛДПР и 10-15 «Справедливая Россия», вернувшись к конфигурации Госдумы 2011 года, где у ЕР было около 200 мандатов, у коммунистов – 90, у ЛДПР – 60 и так далее. Пройдут ли новые партии? Вряд ли, шансы на это невысоки.Илья Гращенков, глава Центра развития региональной политики

По мнению экспертов, оппозиция попытается использовать «умное голосование» в ходе выборов, но без особого успеха. Возможно и применение других методик, а также попытки оспорить итоги голосования вплоть до уличных протестов, но сомнительно, что у них будет реальный результат.

Сам факт выборов обязательно будет использован для организации протестного голосования, учитывая опыт Молдовы, Белоруссии и, давайте говорить прямо, США. Собственно, на выборах в Госдуму будут обкатываться технологии, которые зарекомендовали себя в других странах, независимо от того, сколько партий будут баллотироваться. Протесты будут, и к этому надо быть готовыми, – считает доктор политических наук Сергей Панкратов, заведующий кафедрой политологии ВолГУ.

Для Волгоградской области выборы в Госдуму, по предварительным прогнозам, мало что изменят. Большинство мандатов от региона, как и прежде, заберут единороссы. Шанс провести своих представителей в парламент будет у коммунистов и эсеров. Областное отделение ЛДПР, которое пало жертвой внутренних разногласий и фактически пребывает в разгромленном состоянии, политологи в расчёт уже не берут.

К сожалению, партийная система в России сейчас находится не в самом лучшем состоянии. В Волгоградской области есть «Единая Россия», есть коммунисты, которые живут на багаже из прошлого, есть «Справедливая Россия» – но они скорее держатся за счёт отдельных личностей, а не на региональных отделениях. Мне кажется, в преддверии выборов партиям придётся не только вести пропагандистскую работу, но и активизировать свою деятельность на благо жителей региона. Хотелось бы увидеть такую работу не только со стороны парламентских партий, но и от других организаций. По прогнозам, до восьми политических партий по всей России примут участие в выборах. Я бы хотел, чтобы в Волгограде и Волгоградской области этот список не ограничивался уже зарекомендовавшими себя политическими силами, – говорит профессор Сергей Панкратов. – По итогам выборов, я думаю, в Госдуме от Волгоградской области точно будет представлена «Единая Россия». «Справедливая Россия» и КПРФ – возможно. Сейчас пока очень трудно делать прогноз, поскольку только ближайшие три с половиной месяца покажут точную картину развития событий. Но региональным отделениям политических партий пора начинать работу уже сейчас, не дожидаясь апреля.

Сбудутся ли прогнозы экономистов, политологов, медиков и журналистов? Узнаем в 2021-м – а пока просто будем надеяться, что этот год окажется к нам менее жестоким, чем «ковидный» 2020-й.

"