Posted 25 декабря 2020,, 14:12

Published 25 декабря 2020,, 14:12

Modified 17 октября 2022,, 11:03

Updated 17 октября 2022,, 11:03

Волгоград-2020: ковид – везде, время – назад, экономика – вниз, «Ротор» – всё там же

25 декабря 2020, 14:12
Сложный и неоднозначный 2020 год подходит к концу. Настало время вспомнить, чем он запомнился жителям Волгограда – и какие конфликты, трудности и неожиданности принёс с собой.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» подводит итоги «ковидного» 2020-го и вместе с экспертами вспоминает главные события последних двенадцати месяцев: от вездесущего «коронакризиса» до возвращения в московский часовой пояс и спортивных невзгод «Ротора».

Политика: отпор коронавирусу и поправки к Конституции

Нет никаких сомнений в том, что 2020 год войдёт в историю под знаком коронавируса COVID-19. Борьба с эпидемией стала его главным сюжетом, отодвинув на задний план все прочие события. Поэтому при оценке итогов года эксперты в первую очередь говорят о том, как Волгоградская область справлялась с ковидом. По их словам, администрация региона сумела поддержать систему здравоохранения в рабочем (пусть и не идеальном) состоянии, что можно отнести к политическим успехам губернаторской команды.

Подводя итоги года, не хотелось бы акцентировать внимание на плачевных моментах, но главным событием я бы всё же назвал противодействие распространению коронавируса. С моей точки зрения, оно продемонстрировало слаженность работы администрации во главе с губернатором и институтов гражданского общества. К этой работе подключались не только волонтёры, но и другие организации. Несмотря на рост заболеваемости, можно говорить о том, что благодаря способности договориться и найти резервы область неплохо справилась с этой проблемой, – говорит доктор политических наук Сергей Панкратов, заведующий кафедрой политологии Волгоградского государственного университета.

На фоне «антивирусной» активности властей несколько померкло одно из главных событий года на федеральном уровне – голосование по внесению изменений в Конституцию. Волгоградцы проявили к нему более значительный интерес, чем можно было ожидать в условиях эпидемии, – отчасти потому, что одновременно они снова выбирали, в каком часовом поясе хотят жить.

Хотелось бы обратить внимание на достаточно активное участие волгоградцев в принятии поправок к Конституции РФ и в голосовании по поводу часового пояса. Несмотря на то, что поправки имели федеральное значение, там есть социально значимые положения, которые касаются в том числе и каждого жителя волгоградского региона: это относится и к сохранению исторической памяти, и к социальному обеспечению, и к патриотическому воспитанию.Сергей Панкратов, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии ВолГУ

Большинство волгоградцев, пришедших на избирательные участки, поддержали поправки, которые впервые за 27 лет внесли значительные изменения в Конституцию. Жители региона одобрили закрепление социальных и трудовых гарантий в основном законе, а также ужесточение требований к чиновникам. Гораздо больше разногласий у них возникло по поводу нового опроса по выбору временной зоны.

Общество: «временные трудности» и новые аресты

Если в сферах политики и экономики весь год доминировала тема «коронакризиса», то в общественном плане главным событием года стал очередной перевод стрелок. В ходе семидневного опроса, проходившего одновременно с голосованием по поправкам к Конституции, большая часть жителей Волгоградской области поддержала возвращение во временную зону «UTC+3».

Фактическая отмена результатов референдума 2018 года, по которым регион перешёл на местное время, возобновила противостояние между сторонниками и противниками перевода часов в соцсетях. Эта «битва за время» стала столь ожесточённой, что затмила все прочие события в социальной сфере. Под конец года, когда победу сторонников московского времени последовательно подтвердили Госдума, Совфед и президент, в Волгограде даже начались уличные протесты против смены часового пояса. Правда, митинги стали для адептов местного времени не более чем способом выпустить пар, и далеко идущих последствий у них не будет.

Если не считать возвращения Волгоградской области в московский часовой пояс, ничего значимого, в общем-то, и не случилось. 2020 год оказался на редкость спокойным, без особых эксцессов и потрясений, – говорит политолог Александр Сайгин. – Протесты, возникавшие в связи с переводом часов, не перейдут в политическую плоскость: в публичном поле нет людей, которые подхватывали бы эту тему и активно ею занимались. Да, среди местных политиков были несогласные с переходом в московский часовой пояс, которые говорили, что это неправильно, но они не вызывают доверия у общества.

По мнению политолога Сергея Панкратова, повышенный интерес волгоградцев к выбору часового пояса нёс в себе больше позитивных, нежели негативных моментов. Он показал, что жители Волгограда всё же не настолько пассивны и равнодушны к общественно-политической повестке, как принято считать в последние годы. Можно сказать, опрос о судьбе местного времени «раскачал» горожан и заставил их активнее участвовать в принятии решений о том, как им самим жить дальше.

Интерес волгоградцев к голосованию о выборе часового пояса говорит об активности институтов гражданского общества и общественных организаций. Споры по поводу времени не утихают даже сейчас, когда мы уже переходим в другой часовой пояс, но это демонстрирует, что в волгоградском регионе очень много активных людей. Говорят, будто у нас депрессивный регион и населению всё надоело, но это неправда, – убеждён профессор Сергей Панкратов. – У нас много общественных институтов и граждан, которые действительно проявляют активность по наиболее важным аспектам и не боятся отстаивать свою позицию.

Впрочем, были и другие темы, привлекавшие внимание волгоградцев в 2020 году. Общественный резонанс традиционно вызывали громкие аресты: судьи Добрыниной – по подозрению в мошенничестве и коррупционных махинациях, мэра Михайловки Сергея Фомина – за злоупотребление служебными полномочиями. Вероятно, в следующем году, когда утихнет эхо «битвы за время», именно наведение порядка в органах власти Волгоградской области станет главным источником инфоповодов и благодатной темой для общественных обсуждений.

Новый начальник УФСБ был назначен ещё в прошлом году, и сейчас мы видим, как в Волгоградской области постепенно, снизу вверх, начинается активная зачистка управленческого звена. Все её масштабы мы сможем оценить в 2021-2022 годах. История с судьёй Добрыниной – как раз часть этой большой зачистки. Есть основания полагать, что скоро мы увидим много новых лиц, а много старых лиц отправятся за решётку. Возможно, кто-то из них даже заговорит и поведает нам интересные подробности о том, как мы жили предыдущие пять лет.Александр Сайгин, политолог, член экспертно-консультативного совета при Россотрудничестве

Экономика: пока цены рвутся ввысь, стук снизу становится громче

«Коронакризис», сковавший мировую экономику, в 2020 году серьёзно затормозил развитие Волгоградской области. И хотя катастрофы в регионе не произошло, – новые дороги продолжали строиться, открывались школы и больницы, реализовывались нацпроекты, – жители Волгограда вряд ли будут вспоминать «ковидный» 20-й добрым словом. Негативные тенденции прослеживались как на мировом, так и на местном уровне.

Сложный год. Были надежды на лучшие показатели, но пандемия негативно сказалась на экономическом развитии. «Коронакризис» привёл и к падению цен на нефть, и к огромному сокращению в сферах торговли, ресторанного бизнеса, туризма. Относительно 2019 года произошёл спад экономической активности примерно на 4%. Из-за локдауна прежде всего пострадали такие отрасли, как розничная торговля, общественное питание и сфера услуг, а падение цен на нефть негативно отразилось на добывающей и обрабатывающей промышленности и на экономических показателях Волгоградской области в целом, – отмечает кандидат экономических наук Виктор Молоканов, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС). – Самой успешной отраслью, несмотря на все трудности, стало сельское хозяйство, закончившее год с приростом в 7%. Это действительно существенный экономический рост.

По словам эксперта, в этом году «коронакризис» повлиял буквально на всё – в том числе на благосостояние простых волгоградцев. Потребительские расходы в регионе падали, но вместе с ними снижались и доходы населения. Хотя статистики традиционно рапортуют о росте средней зарплаты, фонд оплаты труда сокращался. Это говорит о том, что уровень безработицы в Волгоградской области повысился, а тем, кто сохранил рабочие места в сложный период, стали платить лишь немного больше.

В конце концов даже оптимистично настроенная областная Дума признала, что кризис так просто не пережить, и сверстала бюджет на 2021 год с дефицитом в 5,6 млрд рублей. При этом депутаты предусмотрели рост бюджетных расходов, в основном за счёт исполнения нацпроектов. Где регион будет брать деньги на развитие экономики в условиях сокращения налоговых поступлений – пока загадка.

В планах у властей региона – достичь ВРП в 1 трлн рублей, но как это сделать, пока сложно даже представить: для этого потребуется экономический рывок в 16-17%, даже по сравнению с плохим годом. В консервативном прогнозе фигурировала другая цифра – 910 млрд рублей, это ближе к действительности.Виктор Молоканов, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС)

В конце года жители Волгограда, многие из которых за время «коронакризиса» обеднели или потеряли работу, получили ещё один болезненный удар в виде резкого повышения цен на продукты. Соцсети буквально закипели от жалоб на баснословную дороговизну масла, сахара и других товаров первой необходимости. Аналогичная ситуация наблюдалась по всей стране, и в конце концов правительство решило искусственно ограничить рост цен.

Хотя самым бедным волгоградцам, которые едва сводят концы с концами, государственное регулирование ценовой политики кажется благом, экономисты и политологи сходятся во мнении, что это тупиковое решение. Недаром сразу после «заморозки» цен на масло и сахар в торговых сетях резко подорожали остальные продукты. В следующем году, возможно, власти попытаются урегулировать стоимость ряда других товаров, но эксперты предупреждают, что такой подход неминуемо приведёт к снижению качества, появлению суррогатов и росту имущественного расслоения среди россиян. В общем, в плане экономики итоги 2020 года выглядят нерадостно, а перспективы на 2021-й, мягко говоря, туманны.

Спорт: дороги и неказисты «роторные» футболисты

Не слишком много поводов для радости в этом году было и у фанатов волгоградского футбольного клуба «Ротор». Команда, которая вышла в РПЛ с репутацией возрождённой легенды 90-х, быстро разочаровала болельщиков чередой поражений. Множество вопросов возникло и к руководству клуба: в частности, летом разгорелся скандал в связи с непрозрачной системой трансферов и покупкой «Ротором» дорогостоящих легионеров, контракты с которыми волгоградская команда практически сразу же расторгала.

На этом фоне местные общественники жёстко раскритиковали менеджмент клуба: в частности, активист ОНФ Эдгар Петросян поинтересовался, насколько эффективно расходуются сотни миллионов рублей, которые тратятся в регионе по спортивной линии, и призвал нынешнее руководство «Ротора» уступить место профессионалам. Однако с тех пор ситуация не изменилась – «Ротор» продолжает барахтаться на последних строчках турнирной таблицы, а на его содержание всё так же выделяются огромные средства.

Говоря о футболе в Волгограде, нельзя зацикливаться только на команде «Ротор»: должна развиваться и детская футбольная школа, должна существовать целая система, которой в волгоградском спорте сейчас нет. Массовый, детско-юношеский спорт продолжает разваливаться, говорить о какой-то эффективности здесь не приходится. На мой взгляд, работа профильных чиновников неудовлетворительна, – считает активист ОНФ Эдгар Петросян. – Расходы на футболистов выглядят непонятно: почему именно так идёт подбор игроков в состав? Например, ещё в прошлом сезоне в «Роторе» играл Евсеев, который по оценкам наших функционеров не подошёл для игры в РПЛ. Сейчас он играет в основном составе клуба «Урал-Екатеринбург», который демонстрирует куда лучшие показатели, чем наша команда. С точки зрения футбольного менеджмента вопросов очень много. Надо бы всё-таки искать специалистов, разбирающихся в отрасли. У нас основные спортивные функционеры пришли из водного поло, где на всю страну десять команд играют между собой, и не до конца понимают, что собой представляет футбол. Футбол – это во многом шоу-бизнес, в нём должны быть не только цифры, причём полученные в последний момент. Должно быть нечто большее, нечто объединяющее людей. И должны быть игроки, которые находятся в клубе несколько лет и становятся частью его истории.

Неудовлетворительными для «Ротора» и волгоградского футбола в целом называет итоги 2020 года аналитик Евгений Калинин. По его словам, главная проблема клуба состоит в отсутствии единой стратегии и попытке «жить на широкую ногу» при отсутствии соответствующих ресурсов.

Ключевая проблема состоит в том, что «Ротор» и его наниматели выбрали неправильную стратегическую линию развития клуба, повторив ошибку 2017 года. «Ротор» демонстрировал отличный результат, провёл одиннадцать туров без поражений и вышел в РПЛ с первого места, и в этих условиях руководство команды пригласило на должность главного тренера титулованного Александра Хацкевича, который тренировал киевский «Динамо», привык к совершенно другому уровню бюджетирования и был готов работать с большими игроками. Но больших игроков ему не подвезли, – отмечает член «Клуба экспертов Нижнего Поволжья» Евгений Калинин. – В итоге чемпионат начала «мёртвая» команда. Для сравнения можно посмотреть на «Химки», которые вышли в РПЛ со второго места и сейчас почти вдвое опережают «Ротор» по очкам. Результат «Ротора» неудивителен, поскольку команды сейчас как таковой нет – девять основных игроков находятся в аренде и летом, скорее всего, покинут клуб. Год работы Александра Хацкевича и Андрея Рекечинского фактически прошёл впустую – не решена ни одна задача, стоявшая перед «Ротором». Не будь судейских ляпов, «Ротор» бы сейчас стоял на последнем месте в РПЛ и был бы первым в очереди на вылет. Не построен кадровый резерв. Те проекты в сфере развития футбола, которые существуют у нас в регионе, такие как школа Леонида Слуцкого, развиваются не благодаря, а вопреки воле областного спорткомитета. Руководство клуба так и не сделало выводы из ситуации 2017 года, в итоге у «Ротора» нет ни результата, ни игры.

Иногда игры у «Ротора» не получается в буквальном смысле: достаточно вспомнить скандальную ситуацию, когда волгоградский клуб не смог провести встречу с «Краснодаром» из-за вспышки коронавируса среди игроков основного состава. Фанатам клуба остаётся лишь надеяться, что следующий год станет для их фаворитов успешнее.

Таким «ковидный» 2020-й запомнился нашим экспертам. А что скажете вы, читатели? Делитесь своими мыслями и впечатлениями от уходящего года в наших официальных группах в соцсетях! Только в цензурной форме, пожалуйста.

"