Posted 16 мая, 04:50
Published 16 мая, 04:50
Modified 17 мая, 08:54
Updated 17 мая, 08:54
Мозаику «Кино» в минувшем году обнаружили в КМЦ «Юность Волжского» при проведении косметического ремонта. Долгие годы красочное панно было спрятано под слоями штукатурки в фойе дворца молодежи.
Выяснилось, что мозаика принадлежит руке талантливого советского художника Геннадия Черноскутова. Работа выполнена из смальты — долговечного материала, который в наше время производят в ничтожных количествах.
После обнаружения панно очистили от гипса. Несмотря на десятилетия заточения сохранилось оно весьма неплохо, но все еще нуждается в реставрации.
Работа профессионала стоит недешево. Неравнодушные волжане решили собрать необходимую сумму за счет участия в программе инициативного бюджетирования. Но, чтобы победить и получить средства, необходимо набрать наибольшее количество голосов граждан. Сейчас в базе программы от Волжского несколько десятков проектов и заслужить внимание голосующих сложнее, чем кажется.
Часть российского общества по-прежнему не осознает ценности позднесоветского искусства. В понимании обывателя, это что-то совсем уж из недавнего прошлого и в сравнение с каким-нибудь дореволюционным «кучерявым» особняком идти не может.
Основатель и координатор сообщества «Мне не все равно!», активист Александр Дикарев объясняет, что советская мозаика — такая же часть нашей культуры и идентичности, и относится к ней нужно не менее бережно.
— Советская мозаика и элементы декора интерьеров — это часть истории и культуры нашей страны. А работы Черноскутова и других волжских художников-монументалистов это ещё и важный элемент локальной идентичности нашего города и горожан. Волжский это город с целыми династиями художников и очень важно сохранить их культурное наследие. (…) В последнее время у нас очень часто и много говорят о создании уникального образа и туристической привлекательности города. Так вот это оно и есть, — прокомментировал «НовостиВолгограда.ру» Александр Дикарев.
Под советским наследием стоит понимать не только архитектурные сооружения и памятники. Интерьеры нуждаются в реставрации так же, как и фасады зданий. Но часто ими жертвуют в угоду дешевизны и отчетов о проделанном ремонте.
Здание кинотеатра «Юность», где обнаружили панно Черноскутова, должно стать примером уважительного отношения к собственной истории, считает Дикарев.
— Обнаружение мозаики «Кино» во время ремонта и её сохранение это в буквальном смысле чудо. Обычно все ремонты заканчиваются уничтожением советского наследия. Так мы уже потеряли мозаику Черноскутова «Люди в белых халатах» в больнице им. Фишера и ламповый интерьер в Поликлинике №3, поэтому реставрация мозаики «Кино» должна будет показать, что можно и по-другому. Здание кинотеатра «Юность» должно стать хорошим примером такого бережного отношения к истории города. Здесь сохранены оригинальная архитектура, вывеска и мозаика на фасаде, восстановление оригинального интерьера внутри только добавит привлекательности этому объекту, — считает волжанин.
Обнаруженная мозаика «Кино» — не единственная работа Геннадия Черноскутова в Волжском. Мастер приложил руку к украшению фасада дворца культуры «Октябрь», 5-й городской поликлиники, здания бывшего автопарка и жилых домов по проспекту Ленина и улице Сталинградской.
Но далеко не все работы дошли до наших дней. Безвазратно утерены роспись «Мировая медицина» в городской поликлинике 13-го микрорайона, рельеф «К звездам» на здании кинотеатра «Спутник», живопись «Родина» в одноименном кинотеатре.
И, конечно, до сих пор не утихают возмущения касательно варварского уничтожения мозаичного панно «Люди в белых халатах». Картина украшала вестибюль больницы им. Фишера больше 40 лет, но не пережила капитального ремонта. Мозаику сложили по мешкам, обещая восстановить. Но позже признали, что сделать это нельзя — «легче состряпать новую».
Всё, что от неё осталось — это восстановленный для киносъемок её образ (даже не копия) из современных материалов. Этой мозаикой так вдохновились создатели сериала «Нулевой пациент», что использовали ее в интерьерах съёмок и на афишах.