Новый учебный год в Волгограде: коронамучения для школьников только начинаются

Новый учебный год в Волгограде: коронамучения для школьников только начинаются
Новый учебный год в Волгограде: коронамучения для школьников только начинаются
3 сентября 2020, 16:24ОбществоВиталий КошелевФото: novostivolgograda.ru
Ограничения из-за пандемии в Волгоградской области оказались не настолько жесткими, чтобы оставить школьников дома на дистанционке, как это сделано в отношении студентов.

Однако очевидно, что в эпоху пандемии очная форма посещения школ будет серьезно отличаться от докоронавирусных реалий. А первые дни нового учебного года, особенно День знаний, только подтвердили эти прогнозы.

О том, как коронавирусные ограничения скажутся на учебном процессе, насколько серьезным будет дискомфорт школьников из-за санитарно-эпидемиологической муштры и нарушенной коммуникации, мы попробуем разобраться в данном материале.

День знаний в коронавирусном формате

Первого сентября школы Волгограда и областного центра вновь распахнули свои двери для учеников, однако День знаний-2020 совсем не похож на беззаботные праздники прежних лет. Традиционные общешкольные линейки на время пандемии остались в прошлом, но это не помешало учебному году начаться сразу для 386 тысяч школьников и студентов, в том числе 28 104 первоклассников. Однако, прежде чем приступить к учебе и грызть гранит науки, им необходимо усвоить новые правила коронавирусной реальности.

Коронавирус «открыл» запасные и пожарные входы

Согласно новым правилам во всех школах теперь учеников встречают преподаватели в масках, для самих ребят они не обязательны, однако всем школьникам меряют температуру. Как убедились журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» новые требования неукоснительно соблюдаются, например, в школе № 6 Центрального района Волгограда, где пропускной режим строгий, но очередей на входе не было даже первого сентября. В данном учебном заведении открыли запасные и пожарные входы, и ученики на время пандемии будут заходить через них, чтобы ученики одного класса как можно меньше контактировали с другими школьниками.

Похожая ситуация и в лицее № 5 Центрального района Волгограда.

Нам были выделены рециркуляторы и бесконтактные термометры, все входы были открыты — некоторые директора открыли даже те входы, которые не открывались десятилетиями, чтобы развести потоки детей. Мы между собой смеялись, что у нас теперь всё как в английских школах, где у каждого класса свой вход. Всё было сделано и соблюдено, — сообщила корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» директор лицея № 5 им. Ю. А. Гагарина Центрального района Волгограда Лариса Тропкина.

А вот как выглядит коронавирусная реальность в одной из школ Волжского, которую мы не называем по просьбе нашего собеседника — родителя ученика 6-го класса и старшеклассницы.

Обычно занятия начинаются с 8 утра. Но здесь школьников разделили на потоки. Каждому классу предоставили свою 15-минутку на проход. Например, сегодня мой сын заходил в промежуток с 10:15 до 10:30. У дочери занятия начались в 9:00. Ей, к слову, температуру не мерили. Возможно из-за того, что тепловизоры были не на всех входах. После прохода в школу учеников пускают в класс только через 15 минут. Для чего так делают — неясно. Какого-либо антикоронавирусного инструктажа моим детям не проводилось. В течение дня температуру детям больше никто не замерял. Почти все учителя, по словам детей, без маски, или в лучшем случае она болтается где-то в районе подбородка.

К слову, чтобы реализовать такую модель пропускного режима, когда занятия могут начаться на два, а то и три часа позже, администрациям школ приходится корректировать программу. В частности, в большинстве школ Волгоградской области под сокращение попали уроки физкультуры и музыки, а также технологии. В некоторых учебных заведениях обещают проводить дистанционно в виде факультативных лекций в Zoom.

Строгий пропускной режим существует и в школе № 30 Краснооктябрьского района. Немаловажна деталь — родителей за порог школы без каких-либо ну очень уважительных причин не пускают.

— 2 сентября я привела дочь в школу, плюс мне нужно было передать заявление учителю. Мне предложили передать через ребенка. Параллельно на входе я видела, как всем школьникам меряют температуру и обрабатывают руки антисептиком, - рассказа журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» родительница ученицы школы № 30.

Вообще дезинфекции в школах уделяется повышенное внимание не только на входе, но и во внутренних помещениях — коридорах и в классах.

— Рециркуляторы в классах и постоянное проветривание обезопасят детей. Думаю, наши дети болеть не будут, так как предприняты все необходимые санитарные нормы. Во время уроков все рекреации будут обрабатываться специальными дезсредствами, — рассказала журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» директор школы № 6 Анна Гаврилова.

Отметим, что к первому сентября рекомендации по сохранению здоровья школьников в новом учебном году опубликовало и Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области. Так из-за эпидемии коронавируса под первым номером в списке советов идёт дезинфекция рабочего места. Например, школьникам рекомендуют носить с собой антисептические салфетки — чтобы протирать руки и парту перед началом урока, а также, в случае необходимости, клавиатуру и мышь компьютера. В памятке указано, что на входе в школу каждого ученика ждёт уже упомянутое нами обязательное измерение температуры. Кроме того, учащимся напоминают о необходимости прикрывать рот при кашле или чихании, регулярно проветривать помещения и тщательно мыть руки. Но такие нормы рекомендует Роспотребнадзор, в самих школах, как показал наш опрос, никаких инструкций школьникам не раздают. Дезинфекцию на переменах проводят единицы. А уж носит ли школьник с собой антисептические салфетки, вообще не известно никому, кроме родителей.

Поесть за 10 минут

Еще одна черта новой коронавирусной реальности — отсутствие общих перемен из-за разных графиков каждого отдельного класса и разное время посещения школьниками столовых.

О том, как это происходит в реальности, нам из первых уст удалось выяснить у ученицы одного из начальных классов школы № 30.

— Перемена была, но все оставались в классе. То есть никто не выходил. Перемещаться можно было только в пределах одного помещения. Поход в столовую тоже был организованный. У каждого класса 10 минут, чтобы покушать. То есть шел наш класс, потом когда мы покушали, вышли, то зашел другой класс.

Родители школьников Волжского рассказали, что пока по части организации во главу угла ставят бесплатное «президентское» питание для начальных классов. В некоторых учебных заведениях дошло до того, что в столовую не пускали старшеклассников под предлогом — «здесь все готово для питания первоклашек». О качестве питания судить пока рано, но, например, 1 сентября во многих школах Волжского детей покормили сосиской и холодными макаронами. И это явно не здоровое питание.

Один класс учеников — один кабинет

Формат обучения «один класс — один кабинет», когда школьников на большую часть дня лишили возможности перемещения, наверняка, вызовет дискомфорт у традиционно активных детей и подростков. Если добавить к этому отсутствие общих перемен, где потоки детей и подростков смешивались, а сами они имели возможности для контактов и общения, то получается серьезный удар по коммуникационной составляющей. Даже учитель в пределах одного класса без лишней надобности не приближается к ученикам.

— Когда учитель просто в классе на расстоянии от учеников или объясняет материал у доски, то он без маски. А вот когда подходил к нам — раздавал какие-то материалы или напротив брал наши тетради, - рассказала нам ученица 4-го класса школы № 30.

Дети «переопыляются» от родителей

Все эти изменения, связанные с распорядком дня, графиками прохода в школу, посещения столовых, отсутствие общих перемен и постоянная повсеместная дезинфекция безусловно несколько выбивают детей из колеи. Но, как утверждают психологи, здравомыслие родителей может минимизировать ущерб для детской психики.

— Любые изменения, которые происходят в привычной реальности, в данном случае школьников, вызывают если не стресс, то напряжение. Очень многое зависит от того, как тема коронавирусных ограничений воспринимается в семье, что родители говорят об этом. Насколько это просто обсуждаемо или осуждаемо. Если в семье к этому относятся по-взрослому и здравомысляще — то есть это на какое-то время, такое бывает, то это успокаивает детей, и они легче переносят ситуацию. Если же родители начинают раздувать ситуацию, высказывать резкий и эмоциональный негатив, пугать друг друга и детей, ругать тех, кто ввел ограничения, то ситуация будет обратная. То есть дети очень сильно эмоционально привязаны к родителям и могут, что называется, переопыляться. Сам по себе ребенок очень зависим от взрослых, от того, что они говорят. Наталья Тодорова, волгоградский детский психолог

С мнением детского психолога о важной роли родителей в воспитательном процессе согласна и возглавляющая 5-й лицей Лариса Тропкина, которая также является председателем комитета по образованию Волгоградской городской Думы.

— Первый день работы показал, что большинство родителей понимают, как нам сложно. Но есть и те, кто не понимает. Родители всегда были важными участниками образовательного процесса — помогали школам в проведении мероприятий, участвовали в событиях. Хотелось бы, чтобы так было и дальше, чтобы родители доверяли школам. Мы, взрослые, все вместе ответственны за детей и должны проявлять о них заботу — тогда наше общество будет здоровым и иметь будущее.

Удалёнка по первому требованию: сказки или реальность

Частичное отчуждение из-за коронавирусных ограничений одного отдельно взятого класса от других в плане коммуникации — это все равно лучше, чем полная удалёнка.

К слову, первые лица комитета образования региона озвучивали, что для перехода на дистанционный формат обучения нужно лишь желание родителей и самого школьника и соответствующее заявление на имя директора. Однако как выяснилось, не все так радужно, как рапортуют чиновники. Школы разные, где-то действительно в арсенале учителей используются цифровые платформы, и там переходят на точечную удаленку без проблем. Но есть и такие случаи, что родителям отказывают в обучении на расстоянии, потому что дополнительную нагрузку учителей оплачивать нечем.

Пока ситуация находится в динамике, и данных о том, какой процент волгоградских школьников и их родителей выбрал именно дистанционное образование, нет. Однако, с технической точки зрения школы, по крайней мере в Волгограде, к дистанционому формату готовы.

Мы включены в программу «Цифровая школа», получили целый компьютерный класс, ноутбуки для педагогов. И, учитывая опыт дистанционного обучения апреля и мая, мы уже определились в случае эпидемиологической ситуации, какие платформы будем использовать для обучения, как именно это все будет осуществляться, — Анна Гаврилова, директор школы № 6 Волгограда.

Директор школы № 6 также поделилась опытом использования мессенджеров на самом первом этапе коронавирусных ограничений.

— Сначала мы использовали мессенджеры. Но в них дети не видят учителя. Поэтому решили использовать программу Zoom — учитель информатики провела ликбез, кому необходимо и до всех преподавателей и учеников доведены все возможности программы.

К слову, и сам способ дистанционного обучения может предполагать максимальную вовлеченность ребенка в учебный процесс и жизнь всего класса.

— Сейчас мы рассматриваем такой способ дистанционного обучения, как подключение детей к классу в режиме видеоконференции: ребёнок подключается через веб-камеру и смотрит, что происходит в классе. Фактически он присутствует на уроке, только по другую сторону экрана. Мы ищем способы организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы дети были здоровы и при этом не страдало качество знаний — ради этого любой учитель готов на подвиги, - поделилась информацией корреспонденту директор лицея № 5 им. Ю. А. Гагарина Лариса Тропкина.

Отметим, что каждое общеобразовательное учреждение для удаленного обучения может использовать более 20 открытых федеральных, региональных и школьных онлайн-ресурсов.

По информации комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, в настоящее время бесплатный доступ открыт к электронным версиям учебно-методических комплексов «Просвещение», «Российский учебник». А также к контенту «Яндекс.Школа», «ЯКласс», «Учи.ру», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Российская электронная школа», «Фоксфорд».

Но даже при таком обилии ресурсов, как уже сообщало наше издание ранее, Волгоград весной этого года не справился с переходом на дистанционное обучение. В период самоизоляции нагрузка на главный обучающий ресурс Волгоградской области систему «Сетевой город» возросла в разы. В часы-пик она фактически не работала, поэтому педагоги и школьники порой просто не могли воспользоваться этим ресурсом.

Серьезной проблемой является и отсутствие достаточного количества гаджетов в семьях волгоградских школьников, особенно если обучающихся детей несколько. А в сельских районах региона о нескольких ноутбуках на семью речи вообще не идет. Там ни у педагогов, ни у детей зачастую нет никакой техники, кроме недорогих смартфонов, а значит, контакт между ними возможен только через критикуемые городскими педагогами мессенджеры.

Директор школы № 6 Волгограда Анна Гаврилова.
Фото:novostivolgograda.ru

Сценарий на черный день

В волгоградских школах проработан и самый пессимистичный сценарий. Если вдруг у ученика или педагога диагностируют коронавирус, то специалисты должны будут установить круг общения заболевшего. В зависимости от этого на самоизоляцию может уйти весь класс, несколько классов и даже вся школа. Остается надеяться, что до таких крайних мер не дойдет.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter