Posted 19 ноября, 08:26
Published 19 ноября, 08:26
Modified 19 ноября, 08:28
Updated 19 ноября, 08:28
О неожиданных и малоизвестных фактах участия кавалерийских подразделений в операции рассказал директор фонда «Открытая История» Артём Чунихин.
— В операции участвовали три кавалерийских корпуса: 4-й и 8-й наступали на внешний фронт окружения, а 3-й гвардейский корпус двигался внутрь котла, — пояснил Чунихин. — Несмотря на то, что кавалерия считалась устаревшим родом войск, она успешно выполнила поставленные задачи. Именно под Сталинградом кавалеристы часто ходили в сабельные атаки, что стало своеобразной «лебединой песнью» кавалерии.
По словам историка, сабельные атаки были особенно эффективны против румынских частей. В документах операции даже отдельно фиксировались «зарубленные вражеские солдаты».
Так, 4-й корпус генерала Шапкина и 8-й корпуса Борисова использовали внезапность и натиск, чтобы обратить румынские подразделения в бегство.
Одним из самых удивительных эпизодов стало столкновение кавалерийского полка 3-го корпуса с румынской кавалерией в излучине Дона.
— Два наших эскадрона пошли в сабельную атаку на румынский полк. Противник, несмотря на численное превосходство, дрогнул: румыны бросили лошадей и сдались в плен, — рассказал Чунихин.
Любопытный факт: в документах советских кавалеристов отмечалось, что лошади румын «хорошего экстерьера», но из-за истощения требовали откорма. Это пример скрупулёзного подхода к любой мелочи, который позволял Красной армии сражаться и побеждать в самых тяжёлых условиях.
Особенно драматичным оказался эпизод у хутора Евлампиевский, где кавалеристы 3-го корпуса осетинского генерала Иссы Плиева наткнулись на немецкие танки.
— Когда кавалерийский полк поднимался на высоту, его атаковала немецкая танковая группа, — продолжает Чунихин. — Казалось бы, у конницы не было шансов, но сражение приняло неожиданный поворот. На помощь кавалеристам пришёл противотанковый полк с 45-миллиметровыми пушками. Враг потерял 10 танков, но советские орудия также понесли серьёзные потери.
Этот бой подтверждается и немецкими документами: 16-я танковая дивизия вермахта в своих записях указывала об уничтожении советского кавалерийского полка и также упомянула о своих тяжёлых танковых потерях.
Операция «Уран» была одним из самых масштабных сражений Великой Отечественной войны. Она развернулась на огромной территории площадью около 100 тыс. кв. км при протяженности фронта в 400 — 850 км. На отдельных этапах с обеих сторон участвовало более 2,1 млн чел., свыше 26 тыс. орудий и минометов, 2,1 тыс. танков и свыше 2,5 тыс. самолетов.
Туманным утром 19 ноября после мощной артподготовки почти 7 тысяч орудий в течение 80 минут обрушили на позиции врага настоящий смерч огня и стали. Очевидцы вспоминали, что земля дрожала так, как будто началось землетрясение.
В результате контрнаступления советских войск в окружении оказались 22 дивизии и 160 отдельных частей общей численностью 330 тысяч человек — 6-я и основные силы 4-й танковой армий.
Контрнаступление под Сталинградом завершилось 30 ноября, но не все планы удалось реализовать сразу.
Тем не менее, кавалерийские корпуса продолжали сражаться, внося вклад в успех операции «Кольцо», которая завершила разгром сталинградской группировки противника.
— Кавалерия доказала свою значимость даже в эпоху танков и авиации, — отметил Чунихин. — Эти корпуса дошли до Эльбы, показывая пример стойкости и боевого духа.
Сегодня мы вспоминаем героев тех событий, чьи действия положили начало разгрому фашистских войск под Сталинградом. Годы идут, но подвиг советских солдат, включая кавалеристов, остаётся не только в нашей памяти, но и в исторических документах.
Современное поколение волгоградцев должно помнить, как каждый удар сабли и выстрел противотанкового орудия под Сталинградом приближал нас к Великой Победе.