Posted 4 ноября, 05:30
Published 4 ноября, 05:30
Modified 7 ноября, 20:04
Updated 7 ноября, 20:04
«Я вам честно скажу: если бы в свое время, когда я активно спортом занимался, вот так бы за все приходилось платить, я никогда бы не выполнил норматив мастера спорта СССР по самбо и дзюдо. В моей семье не было лишней копеечки», — такое заявление Владимир Путин сделал на недавнем заседании Совета по физкультуре и спорту в Уфе.
Упрек президента понятен: пока государство берет курс на оздоровление подрастающего поколения, спорт остается недоступной роскошью для значимой доли россиян.
Согласно последнему исследованию ВЦИОМ, меньше половины (45%) опрошенных родителей заявили, что их дети занимаются в спортивных секциях. Еще 10 лет назад этот показатель был заметно выше — 55%.
Социологи подчеркивают, что вовлеченность ребенка в спорт зависит от материального положения его семьи. Среди семей с низким достатком только 30% родителей отдают ребенка в спорт, с высоким — 55%. Нехватка средств занимает второе место в топ-5 причин, по которым дети не посещают занятия.
— Важно понимать, что такие дети не могут конкурировать с детьми, вовлеченными в формальный спорт, им недоступны качественная спортивная инфраструктура, тренерское участие, выезды на соревнования и многое другое, что в совокупности формирует социальный и культурный капитал ребенка. То есть бедность — фактор спортивного образовательного неравенства, — заключают социологи ВЦИОМ.
Но даже те родители, которые могут отдать ребенка в спорт, при выборе секции опираются в первую очередь на свои финансовые возможности, а уже потом на желание и личные качества ребенка.
Согласно данным все того же исследования, самые популярные спортивные кружки — единоборства, плавание и танцы. Эти виды спорта направлены на общефизическую подготовку и требуют минимум вложений.
А вот фигурное катание, художественная гимнастика, хоккей хотя и считаются престижными видами спорта, доступны лишь небольшому кругу россиян. Здесь ежемесячные траты могут достигать непосильных для многих сумм.
— Младший сын до недавнего времени обучался в коммерческой хоккейной школе в Волжском. В месяц только за занятия отдавали семь тысяч рублей. А еще обмундирование. Одна клюшка стоит 30 тысяч, а в сезон таких сменить приходится две-три. Что касается соревнований, то зависит от их вида. Допустим, если соревнование официальное — то все оплачивает спортшкола. И питание, и проезд, и гостиницу, и турнирный взнос. А вот если соревнование коммерческое, тут уже приходится платить родителям. Каждый такой выезд не менее 15-ти тысяч рублей, — рассказала «НовостиВолгограда.ру» Ирина, мама двух хоккеистов.
После санкций, ухода популярных западных брендов и ослабления рубля коммерческий спорт стал еще менее доступным для россиян. Выросла стоимость занятий, но что бьет еще больнее — взлетели цены на экипировку, на некоторые позиции — в два раза, рассказывает Ирина. Простенькие коньки сейчас стоят 40 тысяч рублей, клюшки — 30 тысяч, шлемы и защита — от 15-ти.
Такая картина и в других видах спорта. Например, стоимость самого простого костюма для фигурного катания стартует от 9-ти тысяч рублей, боксерок для единоборств — от 8-ми тысяч. Даже в таком массовом спорте, как футбол, придется раскошелиться. Стоимость китайских бутс в спортмагазинах начинается от 3-х тысяч рублей, если бренд известный (Puma, Nike, Adidas) — от 20-ти тысяч. А ведь менять экипировку приходится регулярно из-за роста ребенка.
Казалось бы, можно ведь отдать ребенка в бесплатную секцию и дело с концом. По данным мэрии, в Волгограде 29 спортшкол и училищ, а также десятки спортивных кружков на базе общеобразовательных учреждений.
На самом деле многие такие секции «бесплатны» лишь условно. Это подтверждают и подсчеты аналитиков «Народного фронта». По их данным, 77% родителей отметили, что даже в бюджетных секциях требуются дополнительные расходы.
— Спортивную форму мы покупаем самостоятельно. А хороший купальник для художественной гимнастики стоит в районе 10-15 тысяч рублей. То же касается выездных коммерческих соревнований — расходы в поездке всецело ложатся на родителей спортсмена. А это — проживание, питание, аренда автобуса, — рассказывает Светлана, мама юной гимнастки.
Стоит упомянуть и так называемые ежемесячные благотворительные пожертвования, которые руководство учреждений нередко навязывает родителям. Существуют и откровенные «поборы». Например, когда тренеры просят доплачивать им за плановые занятия или профинансировать закупку инвентаря.
Такие ситуации складываются из-за недостаточного финансирования детского спорта, отмечает основатель и главный тренер школы бильярда Poolschool Татьяна Львова. Заложниками положения становятся как руководство секции вместе с тренерским составом, так и родители, вынужденные из собственных средств затыкать финансовые бреши.
— К сожалению, государство пока не выделяет достаточного финансирования для обеспечения доступности спортивных секций для всех детей и подростков. Это делает занятия спортом зависимыми от финансовых возможностей родителей, хотя забота о здоровье подрастающего поколения — задача государства. Иногда не хватает самого необходимого: маркеров, бумаги, спортивного инвентаря. А где взять, если финансирование не позволяет обеспечить всем необходимым? Можно принципиально отказаться от любой помощи. Но тогда есть риск закрытия секции или кружка, ведь далеко не все родители готовы нести дополнительные траты, — прокомментировала «НовостиВолгограда.ру» Татьяна Львова, основатель, директор, главный тренер школы бильярда Poolschool.
Справедливости ради, такие «пожертвования» едва ли существенно нагружают семейный бюджет. Но совершенно точно отпугивают родителей с невысокими доходами, у которых, как выразился президент, «нет лишней копеечки».
Конечно, нагрузка на семейный бюджет варьируется в зависимости от выбранного направления и задач, которые перед собой ставят родители. Если спорт рассматривается исключительно как полезный досуг, тогда траты можно легко «оптимизировать».
Другое дело, если ребенок намерен связать свою жизнь со спортом. Выйти на профессиональный уровень и добиться успехов без серьезных вложений практически нереально. Даже если юный спортсмен обучается в муниципальной спортивной школе или секции. Регулярное участие в соревнованиях, оплата дополнительных занятий с тренерами, покупка хорошей экипировки непременно скажутся на кошельке.
При такой системе пробиться в большой спорт юному дарованию из простой семьи сильно сложнее, чем его более обеспеченному ровеснику. В какой-то момент развитие потенциала ребенка начинает упираться в финансовые возможности его родителей.
Найти спонсора, который бы финансировал поездки на турниры, сборы и занятия, равносильно выигрышу в лотерею. Детский спорт сопряжен с рисками, поэтому спонсоры предпочитают вкладываться в уже состоявшихся спортсменов, отмечает Татьяна Львова.
— Финансы, к сожалению, играют огромную, а порой и решающую роль в развитии спортивного потенциала детей. У ребенка из малообеспеченной семьи шансов пробиться гораздо меньше, и здесь надежда только на удачу, на то, что его талант вовремя заметит неравнодушный человек, готовый вкладывать свои ресурсы. Но даже при таком стечении обстоятельств нет гарантий. Ребенок растет, меняется, и никто не застрахован от того, что в какой-то момент он просто не перестанет интересоваться спортом. И что останется тем, кто вкладывал в него силы, время, деньги? Есть тысячи историй, когда огромные усилия и средства, потраченные на развитие юного спортсмена, оказывались напрасными. И это еще одна причина, почему государственная поддержка детского спорта так важна, — отмечает Татьяна Львова.
Невысокий достаток родителей — еще не крест на будущем, но серьезный барьер на пути в большой спорт.
Сложившееся неравенство необходимо устранять. Спорт — хоть массовый, хоть профессиональный — должен стать одинаково доступным для детей из разных слоев общества. Но это работа долгих лет, которая, кроме прочего, требует серьезных государственных вливаний.
Проблема не новая. С одной стороны, за последние годы спортивная инфраструктура в крупных и небольших городах существенно улучшилась. В рамках различных госпрограмм были обновлены или с нуля построены сотни спортивных объектов по всей стране. Вместе с тем не меньшими темпами шла коммерциализация детского спорта.
Этой проблемы вновь коснулись на 12-м международном форуме «Россия — спортивная держава», который состоялся в Уфе в середине октября. Министр спорта РФ Михаил Дегтярев предложил внести поправки в концепцию развития детско-юношеского спорта и исключить взносы за участие в соревнованиях.
Кроме того, на развитие детского спорта планируется отчислять часть средств из нового фонда целевых отчислений, куда пойдут средства от азартных игр. Это должно улучшить финансирование спортшкол, общероссийских и региональных спортивных федераций и в целом повысить доступность массового спорта для населения.
В Госдуме тоже не отмалчиваются и предлагают свои решения. Зампред комитета по спорту Амир Хамитов предложил рассмотреть возможность создания сертификатов на оплату дополнительных занятий спортом для детей.
— Как кешбек, так и специальные сертификаты, послужат дополнительным стимулом для родителей, чтобы отдавать детей в спортивные секции, — отметил депутат в беседе с журналистами РИА Новости.
К слову, подобные сертификаты в России уже существуют в рамках системы персонифицированного дополнительного образования (ПФДО). Этим сертификатом родители могут оплачивать занятия ребенка в творческих и спортивных кружках.
Вот только популярности среди родителей юных спортсменов ПФДО не сыскал. Сейчас большинство доступных для записи программ — это пришкольные кружки, получившие специальную государственную сертификацию. Коммерческий сектор, в котором занимаются до половины всех жителей региона, в программе ПФДО практически не представлен.
Во-первых, потому что далеко не все организации хотят подводить свои программы под специфичные требования ПФДО. Во-вторых, многие мелкие частники предпочитают работать за наличные и не перед кем не отчитываться. Для них мотивация участвовать в программе ПФДО слишком неочевидна.
Если при разработке нового сертификата эти нюансы учтут — есть все шансы, что он окажется эффективным в решении вопроса с доступностью спорта.
Но, конечно, говорить о равных возможностях юных спортсменов не придется до тех пор, пока финансирование напрямую не коснется организации и проведения соревнований. Ведь эта наибольшая статья расходов у семей юных спортсменов.
— Все что касается соревнований (проживание, питание, транспорт и т. д.) — за это должна платить детская спортивная школа. Если денег не хватает, государство должно помочь. Родители за это точно не должны платить. Для этого надо улучшить эффективное управление этими школами. Например, учреждения могут искать спонсоров, но делать это надо прозрачно и абсолютно законно, — считает профессор Владимир Леднев, вице-президент Университета «Синергия», заведующий кафедрой спортивного менеджмента факультета индустрии спорта.
Не хочется становиться на позиции «всепропальщиков» и говорить, что спорт в России –привилегия богатых. Это не совсем так. Массовый спорт все же доступен большинству россиян. Но к старым, уже известным проблемам ввиду непростой геополитической ситуации прибавилась стопка новых.
Тот факт, что о проблемах доступности секций и барьерах на пути в большой спорт говорят на самом высоком уровне — внушает осторожный оптимизм. Едва ли существующее расслоение на спорт «для всех» и «для богатых» исчезнет. Но при грамотной, последовательной политике мотивации отдать ребенка в спорт и возможностей развиваться в нем у малообеспеченных семей станет больше.