В 2021 году житель хутора Новомаксимовский Александр Демахин арендовал у администрации Суровикинского района два земельных участка площадью 175 и 201 гектаров. Земля нужна была мужчине для выпаса скота и кошения сена.
Тогда в хозяйстве у Александра было несколько голов скотины. Поначалу коровы паслись на личном участке волгоградца, но вскоре запротестовали соседи: тех не устраивал шум и запах. Тогда мужчина пошел в администрацию.
— Нашлись люди, которым не понравилось, что я держу скотину. Начали жаловаться. Я стал думать, что делать. Собирался отдать коров на выпас в общее стадо, куда сбивают животных от разных домов. Но послушал разговоры местных и передумал. Они жаловались, что коровы разбредаются, а к ним потом местная администрация стучится. В итоге обратился к администрации, мне предложили эти два участка, — рассказывает Александр.
Договоры аренды заключили на три года. За это время мужчина обустроил участок, а стадо разрослось до 40-ка голов.
В 2024 году, за месяц до истечения срока аренды, волгоградец обратился в администрацию для продления договоров. Но получил внезапный отказ. Чиновники вспомнили про ограничение, прописанное в региональном законе о личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Согласно нему, размер участков, которыми владеет гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, не должно превышать 2,5 гектаров. Волгоградцу же выдали в аренду без торгов территорию, в 150 раз превышающую максимально разрешенную площадь.
— Ни одна позиция закона, ни одна статья не поменялась. Этот же закон об ЛПХ действовал и в 2021 году. Каким образом мне могли выдать тогда в аренду землю — непонятно. Я обратился к адвокату. Он все изучил и пришел к выводу, что в 2021 году было явное превышение должностных полномочий. Все бы ничего, но я точно знаю, что в июле по аналогичным договорам продлили аренду жителю Котельниковского района. У него участки на 270 гектаров. Здесь, почему-то, законы не работают, — комментирует Александр Демахин.
Волгоградец считает, что про закон об ЛПХ «забывают», когда это выгодно, и наоборот. Сейчас, уверен Александр, чиновники вспомнили про ограничения не случайно: арендованная им земля является лакомым кусочком для фермеров.
Те в течение всех трех лет жаловались на Александра в различные инстанции, в том числе в администрацию и прокуратуру. А в сентябре поле несколько раз загадочным образом загоралось. Волгоградец называет это не иначе, как «выкуриванием» с земли.
— Когда берешь какие-то непопулярные участки — тебе и слова не говорят. Закон об ЛПХ забывается. А здесь земля приглянулась фермерам. Они своих знакомых подбивают, и те на меня строчат жалобы. Ко мне кто только не приезжал: и районная прокуратура, и областная, и лесфонд. Обвиняли в спиле и продаже акаций, хотя никаких доказательств нет. Какой-то местный приехал, спилил себе валежник — а я крайний. […] Мне всю эту ситуацию неофициально объяснили так: проще мне не дать эту землю, чем постоянно разбираться с этими жалобами, — возмущается хуторянин.
Разорвать договор аренды пытались и до истечения срока его действия. Администрация выявила нарушения требований контракта со стороны Александра. На участке в ходе осмотра специалисты обнаружили строительные отходы и материалы, а также бытовку. Чиновники пришли к выводу, что сооружение предназначено для проживания, что не соответствует разрешенному виду использования земли.
— Земельный участок предоставлен для выпаса сельскохозяйственных животных и сенокошения, а не для проживания. […] Администрация Суровикинского муниципального района предупреждает о необходимости надлежащего исполнения обязательств и об устранении выявленных нарушений в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предупреждения. […] В противном случае администрация Суровикинского муниципального района будет вынуждена решать вопрос о досрочном расторжении договора аренды в судебном порядке, — сказано в направленном администрацией предупреждении.
Александру дали время на устранение недочетов. Мужчина очистил участок от строительного мусора, однако демонтировать бытовку отказался.
— Не провели ни экспертизы, ничего. Увидели постройку и решили почему-то сразу по двум участкам расторгнуть договоры. Постройка не капитальная, я там не живу. Это буквально коробка. Такие бытовки есть почти на каждом участке, и ни у кого нет проблем, — комментирует Александр.
Доводы хуторянина чиновников администрации не убедили: расторгнуть договоры попытались через суд. Один участок судья оставила за Александром, а по другому удовлетворила прошение истца. Впрочем, Александр обжаловал это решение. Судебные тяжбы идут до сих пор, хотя срок аренды по обоим участкам уже истек.
— С адвокатом подали апелляцию в Волгоградский областной суд. Будем добиваться справедливости. Конечно, сроки аренды уже истекли, но мы хотя бы докажем, что за мной никаких нарушений не числилось, — подчеркивает мужчина.
Параллельно волгоградец подал заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием проверить главу администрации Суровикинского района на предмет превышения должностных полномочий при заключении договоров аренды. Но правоохранители не нашли в доводах Александра признаков правонарушения или преступления.
Редакция «НовостиВолгограда.ру» попыталась получить комментарий у чиновников администрации Суровикинского района. В частности, уточнить по какой причине требования закона об ЛПХ не были учтены при заключении договоров аренды с Александром Демахиным в 2021 году, и планируется ли провести торги для определения нового арендатора участков. Однако ответ на официальный запрос в установленные законом сроки так и не был получен.
Ранее «НовостиВолгограда.ру» рассказывали о пенсионере, чьи фермерские угодья уничтожила строительная техника. Через бахчу построили дорогу к песчаному карьеру.