Posted 18 сентября, 11:19
Published 18 сентября, 11:19
Modified 22 сентября, 20:49
Updated 22 сентября, 20:49
Жилое здание, известное сегодня как «Дом с лебедями», возникло на углу улиц Ломоносовской (ныне Мира) и Ленина в конце 1920-х годов для работников Тракторного завода. Тогда в Сталинграде шла первая волна перестройки — в городе появлялись новые сооружения, отвечавшие социалистическому духу и нуждам советского общества.
Дом решили построить на месте склада у женской гимназии №2 (ныне школа №83) в господствовавшем в те годы стиле конструктивизма. Над обликом здания трудился архитектор Александр Дроздов. Ему, к слову, принадлежат проекты таких знаковых зданий довоенного Сталинграда, как дом «Коммунальников» у привокзальной площади, дом «Летчиков» и ряд жилых четырехэтажек на площади Павших борцов.
Как видно на фотографиях, тогда «Дом с лебедями» выглядел совсем иначе. В высоту он был всего в три этажа и обладал характерными для конструктивизма угловатыми формами. Да и никаких лебедей на фасаде еще не было.
Первую реконструкцию провели в здании уже через 5 лет после строительства — в 1932 году. Сталинград стал краевой столицей после разделения Нижневолжского края. Вместе со статусом начало расти население города и возникла необходимость расширения жилых площадей. По этой причине многие здания города обзавелись верхними этажами. «Дом с лебедями» не стал исключением: ему надстроили четвертый этаж.
1942 год открыл трагическую страницу в истории дома — началась битва за Сталинград. Разрушительные налеты немецкой авиации и постоянные артобстрелы едва не стерли четырехэтажку с лица города. От здания осталась лишь подкопченная каменная коробка, изрядно изрешеченная снарядами. Но дом выстоял.
За несколько дней до пленения Паулюса в подвале здания бойцы 3-го батальона 38-й мотострелковой бригады пленили 36 немецких солдат. До Победы в самой кровопролитной войне человечества оставались считанные дни.
После разгрома немецко-фашистских оккупантов город начали стремительно отстраивать. Многие здание «пошли в утиль». Но «Дому с лебедями» повезло — его решили восстановить.
К середине 1940-х излишне вольный и экспериментальный конструктивизм впал в немилость вождю. Поэтому при реконструкции таким зданиям стали придавать черты сталинской «классики»: украшали пилястрами, портиками, лепниной, фигурными карнизами и обустраивали балконы-эркеры.
Но хрупкость опаленных огнем стен дома с лебедями не позволяла существенно преобразить его облик. Молодому архитектору Федору Лысову, который впоследствии занимался восстановлением здания, пришлось изрядно поломать голову над тем, как его вписать в неоклассическую застройку улицы Мира. Федор Максимович обращался за советом к старшим коллегам. Тогда архитектор Вадим Масляев посоветовал оживить фасад рисунками.
— Вот в это время, когда мои творческие поиски зашли в тупик, я и обратился к Вадиму Ефимовичу. Он мне подсказал очень простую и полезную мысль: если здание не позволяет сделать его фасады пластичными, то надо оживить стену цветными вставками. И тут же он на кальке нарисовал несколько эскизов возможного решения. Воодушевлённый подсказанной мыслью, я возвратился в свою обитель и с огромным увлечением начал работать, убедившись, что в конце концов найденное решение удовлетворительно решает задачу. Нарисованные фасады по возвращению В. Н. Симбирцева из Москвы я показал главному архитектору. Он одобрил моё решение и после этого проект пошёл в работу, — вспоминает архитектор Федор Лысов в своих мемуарах.
На фасаде архитектор разместил медальоны, которые украсили восемь изображений: среди них журавли, парящие над парусниками чайки, павлины, и лебеди. Архитектор намеренно отказался от военной тематики в пользу созидательных природных сюжетов.
Рисунки наносились в технике сграффито. Время было крайне ограничено, и архитектору пришлось буквально в считанные часы обучить штукатуров этому незамысловатому способу декорирования.
Смелое решение Федора Лысова позволило сгладить брутальные черты дома, а заодно выделить его среди других, более традиционных «сталинок» улицы Мира. Архитектор вспоминает, как контрастно выглядело здание в окружении опаленных руин, и как причудливым рисункам дивились горожане.
— Когда уже половина фасада по улице Ленина была освобождена от лесов, и половина дома воспринималась в окончательном виде отделки, люди с интересом останавливались и подолгу созерцали. Конечно, можно себе представить впечатление людей, которые видели среди развалин и обломков закопчённых пожарищем стен вдруг светлое, свежее здание с яркими пятнами затейливого рисунка, простирающегося на три этажа дома, — пишет Федор Максимович.
Свое нынешнее название дом получил как раз из-за изображений птиц на фасаде. Сталинградцы не вникали в суть рисунков и просто стали называть четырехэтажку «Дом с лебедями» или «с петухами», как писал сам архитектор в мемуарах.
После реконструкции на здание покушались рьяные комсомольцы, которым рисунки казались слишком яркими и «буржуазными»: с их подачи сграффито закрасили серой масляной краской. Но в целом вторую половину 20 века «Дом с лебедями» пережил благополучно, и дошел до нас в относительной сохранности.
Прежней красоты многие волгоградцы не застали. К «нулевым» рисунки поблекли, штукатурка начала осыпаться, а само здание обросло пристройками. Жильцы лишились парадных входов в подъезд и подвалов, где теперь расположились магазины. Фасады потеряли яркость красок и стали сливаться с пространством: немногим прохожим была очевидна архитектурная ценность здания, признанного объектом культурного наследия.
Несладко приходилось и самим жильцам. В квартирах было холодно из-за щелей в крыше, давали о себе знать и изношенные коммуникации. Но сроки начала капремонта были нещадно далекими — 2026–2028 годы.
Большим упорством жильцам и председателю Совета дома Сергею Островскому удалось сдвинуть реконструкцию на 2023 год, доказав комиссии, что дом был построен еще до войны и находится в предаварийном состоянии. Казалось бы, вот-вот проблемы будут решены, но реальность оказалась менее оптимистичной.
Уже летом стало ясно, что капремонт затягивается. Все из-за ярого сопротивления соседей, уверен председатель Совета дома Сергей Островский.
Некоторые жильцы категорически отказываются впускать рабочих в квартиры, из-за чего буксуют работы по замене изношенных инженерных сетей. А общедомовой чердак так и вовсе оказался захвачен под комнату, из-за чего подрядчик ООО «Высотафасадремонт» до сих пор не может начать работы на крыше.
— Пока подрядчик сделал только фасад, подвальные помещения и частично укрепили фундамент. А крышу нам делать пока не собираются. Фактически у них нет доступа ни в чердачные помещения, ни к инженерным сетям. Соседи просто не пускают. Насколько мне известно, управкомпания сейчас судиться по чердаку. Его захватила женщина, оборудовала там комнату, — рассказывает общественник.
Зато за минувшие месяцы до неузнаваемости изменился фасад дома. Знаменитые сграффито с птицами несколько недель вручную расписывали художники.
А вот со стороны двора оставили открытую кирпичную кладку. Стены по сей день хранят раны, нанесенные снарядами во время Сталинградской битвы. В каком-то смысле «Дом с лебедями» — музейный экспонат под открытым небом.
Впервые за долгие годы в здании вновь открыли парадные входы со стороны Комсомольского парка и улицы Ленина. В проемы установили деревянные двери насыщенного красного цвета, как и рисунки над ними.
Вот только есть нюанс: вход в парадную ниже уровня земли, и волгоградцы опасаются, что во время дождей в проеме будет скапливаться вода. А зимой дверь будет невозможно открыть из-за льда.
В советские годы эта проблема частично решалась за счет вытянутого деревянного карниза, служившего козырьком. Но он, к несчастью, сгорел по невнимательности сварщика в конце 1940-х, и дом фактически остался неприкрыт от осадков.
— До начала капремонта у нас были козырьки, но их демонтировали в ходе работ. Сейчас мы боремся, чтобы их вернули в проект, потому что иначе двери и подъезд будет подтапливать. В идеале, конечно, исправить еще и историческую ошибку — вернуть прежний резной карниз, — подчеркивает Сергей Островский.
Несмотря на многочисленные неурядицы, общественник уверен, что реставрация дома с лебедями — это пример качественной работы и внимательного отношения к наследию города. То, чего так не хватает при реставрации многих других памятников архитектуры и истории.
И хотя специалистам пришлось сделать некоторые отступления от исторической точности, в целом новый облик дома оказался близок к первообразу. Бежево-красная сталинка придала окружающему пространству «открыточности». Теперь «Дом с лебедями» можно смело назвать одной из главных жемчужин улицы Мира — наряду с ансамблем площади Павших борцов и планетарием.