Сегодня уже трудно представить, что некогда Центральный и Ворошиловский районы разделяла река. Но еще каких-то 120 лет назад между двумя районами протекала Царица.
Река славилась своим крутым нравом. Во время таяния снегов и проливных дождей она лихо разливалась в пределах своих берегов. В половодье глубина реки была достаточной, чтобы в нее с Волги заходили крупные суда.
Летом Царица часто пересыхала и превращалась в небольшой ручей. Хотя история знает яркие исключения. Так, российский историк и краевед Александр Минх в «Словаре Саратовской губернии» описал страшный розлив летом 1889 года. В результате обрушившегося на верховья реки ливня массы воды хлынули в пойму, снося все на своем пути.
— …Сначала был слышен только необыкновенный шум и рёв, затем показалась водяная стена, более двух сажень вышины, неудержимо стремившаяся по наклону русла, снося всё встречавшееся на пути. Стремительность воды была так велика, что валила свободно многолетние деревья в садах, сокрушала амбары, у моста выворотила поддерживающие его сваи, унесла сваленные за мостом брусья, дрова, баржи и другие суда в Волгу, — пишет Минх.
После Октябрьской революции волна переименований затронула не только город и его улицы, но и Царицу. Река получила новое социалистическое имя — Пионерка. Отсюда, кстати, и название станции скоростного трамвая «Пионерская».
Уже в первой половине XX века река начала мелеть, достигнув к 1960-м годам совсем уж смехотворных размеров. Тогда же было решено спрятать ее в подземный коллектор, где она протекает по сей день. А в 1980-е в пойме разместили поворотное кольцо скоростного трамвая, где оно находится по сей день.
За десятилетия долина реки поросла тростником, деревьями и сорной травой. Облагораживанием территории занялись лишь в 2010-х годах. И результат кропотливой работы налицо.
Несколько лет назад в пойме реки Царицы, на месте ухабов и густой растительности, вырос семейный парк «Раздолье». На обширной территории — от Нулевой Продольной до Астраханского моста — появились детские и спортивные площадки, качели, сухой фонтан, тюбинговые горки, концертный зал и каток.
Сердце парка — интерактивный музей «Россия — моя история». В его стенах посетители могут прикоснуться к истории своей страны через взаимодействие с мультимедийными системами: сенсорными экранами, голограммами, звуковыми и световыми инсталляциями. К слову, Волгоград стал одним из 26 городов России, где был построен этот ультрасовременный исторический музей. И он определенно достоин посещения.
Любители активного отдыха могут прокатиться на тюбинговых горках, расположенных на левом склоне поймы. На выбор посетителей — четыре трассы разной длины и сложности. Причем аттракцион работает круглый год — и зимой, и летом. Все благодаря специальному спортивному покрытию, по которому «ватрушки» скользят, как по маслу вне зависимости от погоды за окном.
Зимой в пойме работает второй по величине открытый каток города. А летом его переоборудуют для катания на роликах или гоночных картах. Рядом расположены ларьки и киоски, где можно перекусить, а также детские мини-аттракционы.
Локацию парка иначе как живописной не назовешь. С одной стороны перед гуляющими открывается чудесный вид на Волгу и противоположенный берег. С другой — Астраханский мост, красиво подсвечивающийся в вечернее время. Совсем рядом расположены два узнаваемых символа города — небоскребы «Волжские паруса» и старейший ресторан Волгограда «Маяк», возведенный архитектором Ефимов Левитаном в 1955 году.
Парк «Раздолье» прекрасно подходит как для активного отдыха всей семьей, так и для неспешных вечерних прогулок.
Продолжением парка «Раздолье» служит небольшой прибрежный сквер у пожарно-спасательного катера «Гаситель». На воду он был спущен еще в 1903 году под именем «Царев», но после Октябрьской революции был, конечно, переименован.
За свою 120-летнюю историю катер успел поучаствовать в Гражданской войне и Сталинградской битве. Во время Великой Отечественной войны на нем перевозили продовольствие и вооружение для советских войск, эвакуировали раненных и тушили пожары на других судах.
В 1942 году, во время обстрела, катер затонул, но через несколько лет был поднят со дна Волги и героически вышел на службу. Впрочем, уже в 1966 году «Гаситель» был списан и вновь затоплен.
Под водной гладью судно пробыло 8 лет, прежде чем его подняли на поверхность. В 1977 году катер, наконец, занял заслуженное место на пьедестале у берега Волги, где стоит по сей день.
Несколько лет назад вокруг памятника разбили небольшой сквер. Это одно из немногих мест в центре города, где можно спуститься к воде.
Сквер украшают светящиеся инсталляции, по всему его протяжению установлены спортивные тренажеры, шахматные столики, скамейки и уличные шезлонги для отдыха. В конце прогулочной зоны находятся спортивные площадки.
Еще одна точка притяжения — площадка, где выставлены образцы советской военной техники. В скором будущем здесь появится еще один экспонат — бронепоезд войск НКВД времен Великой Отечественной войны.
На правом склоне поймы Царицы простирается сквер имени знаменитой волгоградской пианистки и композитора Александры Пахмутовой. Архитекторам удалось обыграть крутой рельеф местности и создать уютное место для отдыха.
Сквер состоит из трех уровней, соединенных между собой лестницами и терренкурами, подходящими для скандинавской ходьбы. Здесь много лавочек, на которых можно передохнуть в тени деревьев и полюбоваться панорамой города.
Украшает сквер бронзовый памятник Александры Пахмутовой. Скульптор Сергей Щербаков запечатлел ее в возрасте 13-ти лет. Девочка с аккордеонов в руках сидит на стуле и играет для раненных бойцов Красной армии. Стоит отметить, что это не просто интерпретация автора, а реальный факт из биографии композитора.
Сквер Пахмутовой и парк «Раздолье» разделяет детская железная дорога. Со стороны Волги к ней примыкает еще один крошечный, но очень живописный сквер.
Пару лет назад этот отрезок земли своими силами благоустроила одна из волгоградских It-компаний. Новое место отдыха волгоградцы назвали эко-парком. Специалисты уделили особое внимание озеленению и активно использовали в благоустройстве экологически чистые материалы.
Например, дорожки выложили из гранитной крошки, клумбы обложили валунами, а вместо бордюров уложили стволы деревьев. Из сквера открывается чудесный вид на Волгу и катер «Гаситель». Здесь хорошо встречать рассветы и провожать закаты.
Еще одна интересная «диковинка» Волгограда — детская железная дорога. Во времена СССР подобные сооружения строили повсеместно, чтобы на практике обучать подростков профессии железнодорожника. Но не везде система ДЖД сохранилась до наших дней. К счастью, Волгоград оказался в числе счастливчиков.
Первая железная дорога была построена в Сталинграде еще в 1948 году. Тогда она проходила вдоль Волги — от речного порта до музея-панорамы «Сталинградская битва». Протяженность пути составляла 3,5 километра, пока в 1979-м дорогу не решили реконструировать. Тогда ее перенесли вглубь поймы Пионерки и сократили до 1,2 километров.
В 1990-е годы проект «заглох» и ДЖД начала ветшать. Новую жизнь она получила в 2010-е годы. Дорогу отремонтировали, обновили подвижной состав, построили остановочные павильоны, а весь маршрут продлили до 1,8 километров.
Сегодня на пути следования подвижного состава три станции — Площадь Чекистов, Пионерская и Гаситель. Как и 80 лет назад, обслуживают пассажиров и управляют поездом подростки.
Хотя маршрут небольшой, прокатиться на таком аттракционе однозначно стоит ради необычного опыта.
Поезда отправляются с понедельника по пятницу каждый час с 10:00 до 17:00. Сезон стартует 1 мая и завершается 31 октября.
За минувшие годы пойма реки Царицы расцвела, превратившись из мрачного захолустья в излюбленное место отдыха горожан и туристов. И безмерно радует тот факт, что уже в обозримом будущем преобразиться вторая ее часть — от Астраханского моста до улицы Глубокоовражной. Во что хотят превратить эту половину поймы мы подробно рассказывали в другом нашем материале.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Регион открытий-2024»