В ближайшие месяцы любой желающий сможет купить себе или в подарок самолёт прямо в интернете. Ozon будет продавать легкомоторные модели стоимостью от 9 млн рублей. Звучит это всё весьма необычно, но в компании верят, что авиатехника своего покупателя всё же найдёт.
Сам процесс покупки планируется осуществлять по следующей схеме. Сначала вы выбираете понравившуюся модель самолёта, добавляете его в корзину, но оплачиваете не сразу — перед этим заполняется договор. Как только все коммерческие моменты улажены, продавец предоставляет документы в Росавиацию, где транспорт регистрируется на имя будущего владельца. И на завершающем этапе самолёт доставляют покупателю — разумеется, не домой курьером и не в пункт выдачи, а на заранее оговорённый аэродром.
На первый взгляд может показаться, что спрос на это достаточно нишевое направление высоким не будет. Да, о массовом интересе говорить не приходится, но такая задача и не стоит. Своего покупателя такие самолёты всё равно найдут. Сегодня даже автомобиль представительского класса стоит от 10 млн рублей, а если за такие деньги можно приобрести самолёт, то это весьма заманчиво для состоятельных людей.
— Как ярый фанат авиации и пиара могу констатировать две вещи, — признаётся историк экономики, управляющий партнёр репутационного агенства Dragons.Media Сыдып Бальдруев. — Во-первых, время отечественной малой авиации как корпоративного транспорта как минимум для рекреационных целей наступило. На рынке масса выпускников авиаучилищ, которые в поиске работы — значит, заработная плата не такая большая, вполне позволительная для любого среднего предприятия. К тому же, лицензия частного пилота вполне подъёмна как по времени, так и по затратам.
Заявленная стоимость самолёта для юридических лиц также не особо большая, а развлечений в корпоративном мире стало намного меньше со времён коронавируса — тот же выездной корпоратив организовать весьма затратно, а если устроить мероприятие с самолётами, то почему бы и нет? Вполне может заинтересовать предложение и компании в сегменте сельского хозяйства и других сфер, где важен мониторинг больших территорий с высоты птичьего полёта. А вот покупки самолётов физическими лицами будут, скорее, исключениями.
— Культура поведения за рулём (неважно, какого транспортного средства) у нас очень низкая, — подчёркивает член регионального штаба Народного Фронта, председатель регионального отделения Движения автомобилистов России Армен Оганесян. — Позволить себе самолёт смогут только граждане определённой категории, имеющие достаток. Увы, как показывает практика, зачастую такие люди, приобретая дорогостоящий транспорт, управляют им так, как будто им всё дозволено. Я не думаю, что общество готово к тому, чтобы у нас люди летали на своих частных самолётах. Особенно в текущей ситуации, когда даже квадрокоптерам летать запрещено.
Впрочем, физические лица вряд ли являются целевой клиентурой для продажи самолётов через маркетплейс. Всё-таки, даже 10-15 млн рублей выложить за самолёт будут готовы только очень обеспеченные люди. К тому же управлять самолётом должен профессиональный пилот с лицензией.
— Учитывая, что для пилотирования самолёта нужны налёт, обучение и статус частного пилота с сертификатом PPL, что обойдётся примерно в 1-1,5 млн рублей, среди физлиц этот продукт будет не особо востребован, но среди корпоративного сектора он может стать хитом, — считает историк экономики, управляющий партнёр репутационного агенства Dragons.Media Сыдып Бальдруев. — Если оформить самолёт в лизинг, то это даже поможет оптимизировать налогообложение организации, что тоже послужит плюсом для приобретениями организациями.
Конечно, если рассматривать продажи легкомоторных самолётов в России глобально, то вырисовывается несколько иная картина, чем себя изначально представляет житель европейской её части. Нужно понимать, что большая часть страны — это места для автомобилизации не совсем пригодные, а потому маленькие самолёты на 2-3 персоны — вещь необходимая. И здесь есть, куда расти.
Для сравнения: на той же Аляске, схожей с большей часть нашей страны по климату и рельефу, на 100 тыс. населения приходится 1714 воздушных судов. В России же, по данным на 2019 год, на 100 тыс населения было всего 3,1 ед. воздушного транспорта.
Проводя параллели с автомобилизацией в стране, можно вспомнить, что в 1993 году в России было 75,7 автомобилей на тысячу человек населения, а в США — 750. Разница в 10 раз! В 2018 году было уже 360 и 810 соответственно. То же самое будет и с малой авиацией. Тем более, что экспертное сообщество работает в этом направлении и в области законодательства.
Вообще в вопросе технологий в сфере транспорта мир сейчас масштабно меняется. Китайцы уже пробуют запускать летающие автомобили XPeng. Как только эта штука взлетит в небо, все захотят сделать также, как было с айфоном, планшетами, электромобилями. Когда-то все кричали «вау», а теперь 6-м айфоном открывают пиво — ценность теряется, превращаясь в обыденность. Первую «Теслу» тоже называли чудом, а сейчас электромобили стали новой привычной реальностью. То же самое может произойти и с самолётами — спрос на всё летающее взлетит в небо. Начнётся всё с обеспеченных покупателей, а затем дойдёт и до простого народа.
Инновации приходят постоянно и привыкают к ним достаточно быстро. Но почву нужно подготовить, поэтому коллаборациям пиарщиков и логистов работы хватит, тем более авиационным. Анонсирование продаж самолётов на Ozon — тому лишнее подтверждение. Летать можно уже сейчас практически каждому — было бы время, здоровье и желание, а в будущем это будет повсеместно, тем более, что в такой большой стране сам рельеф велел.