Posted 17 июля, 14:27
Published 17 июля, 14:27
Modified 26 июля, 14:40
Updated 26 июля, 14:40
Презентованная книга — это и «биография», и «личное дело» бронекатера, который с учетом всех обстоятельств вполне можно называть легендарным.
Книга, явившаяся результатом пятилетней работы в архивах, не просто рассказывет историю судна с момента создания до подъема со дна Волги, этапах его реставрации и превращении в музейный объект, но и самых драматических моментах.
Речь о часах, когда израненное судно, севшее на мель, подвергалось шквальному огню немецкой артиллерии.
По словам одного из соавторов книги Артема Чунихина, это отличный пример командной исследовательской работы под шефством Военно-исторического музея «Наследие», продолжавшейся несколько лет.
— Из небольшой, короткой версии произошедшего — гибели БК-31, фактически эта история разрослась до нескольких глав, в том числе в части боевой работы во время гибели бронекатера. Благодаря российским архивам, таким как Институт российской истории Российской Академии наук, музей заповедник «Сталинградская битва», архивы военно-морского флота в Гатчине, собрался приличный массив документов. И эта история наполнилась и трагизмом, и подвигом краснофлотцев. Было обнаружено много фамилий новых людей, которые участвовали сначала в спасении людей с бронекатера, а затем пытались его поднять. Все эти герои есть в книге.
Особенно берет за душу история про семью — женщину с ребенком и с матерью, которую краснофлотцы спасли с тонущего бронекатера.
— Книга разделена на части. Строительство самого бронекатера как проекта, потом его боевая работа в акватории Волги в июле, августе, сентябре 1942 года, гибель бронекатера и потом уже подъем, музеификация. Получилось красивое издание, примерно на 300 страниц, — рассказал журналистам нашего издания Артем Чунихин.
Примечательно, что долгое время трагическая картина гибели судна основывалась на немецких документах, однако в ходе написания книги были подняты советские архивы и найдены дополнительные доказательства.
— Изначально это была очень короткая история, основанная на мемуарах немецкого офицера-артиллериста Вюстера, который описал короткий бой, заявив, что это именно он потопил бронекатер. А вот благодаря советским архивам стало понятно, что все было не так быстро и просто, что стреляли немцы много и долго, — уточнил наш собеседник. — Стрелял не только Вюстер, но вся артиллерия и минометы 71-й пехотной дивизии вели огонь по стоящему на мели бронекатеру. Выяснилось, что его пытались спасти другие бронекатера, но порвали тросы, не смогли сдвинуть с мели. В итоге он был поражен осколками артиллерии, и сейчас все его раны можно рассмотреть детально.
Добавим, что авторы не обошли стороной и еще одну трагическую страницу, связанную судьбой членов экипажа бронекатера. Речь о расстреле краснофлотцев, о чем наша редакция рассказывала по результатам редакционного расследования еще на этапе подъема судна.
Тогда мы сообщали, в качестве предположения, что трое членов команды были расстреляны за дезертирство. Приведенный в предыдущей публикации документ (список безвозвратных потерь ВВФл «Особого учёта» по состоянию на 12 октября 1942 г.) оказался подлинным и был рассекречен относительно недавно.
Кроме того, корреспонденту ИА «НовостиВолгограда.ру» удалось обнаружить описание событий, происходивших на катере в день его гибели:
«9 октября с. г. комендор Гришин, рулевой Канцедалов и старшина группы мотористов Дмитриев, следуя на катере на левый берег Волги (в районе Сталинграда), во время обстрела противником бежали и увлекли за собой остальной личный состав команды, оставив на катере раненых бойцов, эвакуированных женщин и детей…»Главная прокуратура ВМФ СССР, док. № 03780 от 29.1-.1942 г.
12 октября Гришин, Канцедалов и Дмитриев с согласия командования были расстреляны перед строем за нарушение приказа Сталина № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!».
Добавим, что в данный момент БК-31 благодаря усилиям руководства Военно-исторического музея «Наследие» с гордостью несет вечную вахту в музейном павильоне.