Многие волгоградцы до сих пор так и не становились на подножку электросамоката и не догадываются о дремлющих в его электромоторе силах. Между тем, согласно ПДД, большинство подобных СИМ вполне корректно приравнять к мопедам со всеми вытекающими.
А именно, если двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч, а мощность от 0,25 до 4 кВт, то оно согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» приравнивается к мопедам, то есть мототранспортным средствам категории L.
— Мопеды в соответствии с (ТР ТС 018/2011) должны иметь фары ближнего и дальнего света, световозвращатели, передние и задние габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, устройства для освещения заднего регистрационного знака, защиту транспортного средства от несанкционированного использования, специальные предупреждающие огни, — гласят правила.
Видели ли вы такие «навороты» в полном комплекте на электросамокатах? Ответ отрицательный.
Не удивительно, что статистика ДТП с волгоградскими самокатчиками за последние пару лет повергает в шок многократным — более чем в 10 раз увеличением числа аварий.
— Согласно анализу ДТП с участием СИМ на территории Волгограда за 2023 год зарегистрировано 42 аварии (в 2022 году за этот же период — 3 ДТП). Из них 31 ДТП, в которых участниками получены травмы различной степени тяжести (в 2022 году было лишь 2). Из них 13 ДТП с детьми, в том числе 1 летальный исход, — пояснили в полиции региона.
Показательна и география аварий в 2023 году. Подавляющее большинство ДТП с участием СИМ происходят на территории Центрального района (22), Ворошиловского района и Дзержинского районов — по 6 ДТП.
Тогда как в 2022 году в последних двух не было ни одной аварии с СИМ. В большинстве ДТП за рулем СИМ находились дети, подростки, а также молодые люди до 24 лет.
Хотя еще с 1 марта прошлого года любое СИМ может разгоняться только до 25 км/ч, нет сомнений, что самокатчики дадут жару и в этом году. Только за пару теплых месяцев они успели разбиться не менее 10 раз.
Член регионального штаба Народного Фронта, председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян сравнил электросамокатчиков с опасным вредителем — саранчой.
— Никто не может урегулировать их передвижение, и никакие меры регуляции не дают своего эффекта. Это, на мой взгляд, связано с некоторыми недостатками в законодательстве. Прежде всего, средства индивидуальной мобильности должны в обязательном порядке иметь правила использования.
Наш собеседник указывает на необходимость получать разрешение от администрации — где и как использовать СИМ. К слову, если бы это правило действовало, то сейчас на улицах Волгограда не было бы ни одного кикшерингового электросамоката.
— На данный момент действующих договоров на размещение специально оборудованных пунктов проката электросамокатов с муниципалитетом не заключено, поскольку соответствующих заявлений от хозяйствующих субъектов не поступало, — отметили в мэрии Волгограда.
Такое хаотичное использование самокатов, когда они валяются, где попало, закрывают места на остановках, на пешеходных переходах, около входа в супермаркеты — это бардак в ухоженном и озелененном городе-герое, уверен Армен Оганесян.
— У нас недавно было совещание с вице-мэром и руководством департамента ГАИ, я там предложил организовать круглый стол, позвать кикшеринговые фирмы, чтобы мы сели, обсудили всю дорожную карту — как нам вместе работать и решать проблемы. На что мне ответили — они никому не подчиняются, это самостоятельный бизнес, он открывает точки, где хочет и как хочет.
Часто легкость, с которой можно получить доступ к управлению арендованным электросамокатом, становится причиной безответственных поступков и лихачества.
Это приводит к ДТП, в том числе с летальным исходом, считает депутат Госдумы от Волгоградской области Алексей Волоцков.
А на фоне того, что в Волгограде, как и во множестве других регионов, не установлены ограничительные и парковочные зоны, где запрещено передвижение на СИМах, ситуация очень острая.
— Дополнительно на уровне каждого муниципалитета необходимо регулирование зон передвижения и парковки СИМов. При этом, при организации парковочных зон и стоянок необходимо обязать операторов заключить соглашение с муниципалитетом, чтобы средства от такой деятельности шли в бюджеты городов и населенных пунктов.
Волоцков проводит параллели с каршерингом автомобилей, где анонимность арендатора исключена, и пользователь, садясь за руль, несет и везет весь багаж ответственности за сохранность транспортного средства, а также жизни и здоровье других участников движения.
С депутатом Госдумы согласен и Армен Оганесян, который уверен, что каждый тяжелый и скоростной электросамокат должен быть на учете.
— Я считаю, что надо, во-первых, в обязательном порядке вешать на самокаты номерные знаки. Причем, когда самокат берет кто-то в аренду, он должен идентифицировать себя в приложении, чтобы при нарушении ПДД не приходилось этого пользователя СИМ долго искать, а еще лучше, штраф приходил ему по почте и уведомлением, как и автомобилистам.
Отметим, что при нерешенной проблеме автопарковок в Волгограде может быть слишком смело браться еще и за СИМ-парковки, но ситуация обязывает.
— Крайне важно, чтобы места отстоя были определены, согласованы. Например, мусорный оператор, к примеру, имеет места отстоя, места выгрузки мусора. А самокаты валяются, как будто о них нельзя споткнуться, наехать или пораниться. Если бросил самокат на дороге, то нужно идентифицировать такого гражданина и штрафовать, — добавил председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России».
Ну, а пока проблемы с СИМ не устранены, депутат Алексей Волоцков предлагает кардинальное и жесткое решение.
— В действительности на уровне регионов сегодня есть лишь одно эффективное решение — полный запрет каршеринга электросамокатов в черте города. Как минимум, до выработки единого правового механизма на федеральном уровне.
Принципиально иное решение проблемы с электросамокатчиками видит депутат облдумы Александр Осипов.
Он напоминает, что правила на дороге написаны кровью. Естественно, недопустимо и дальше рисковать жизнями и здоровьем, как пешеходов, так и пользователей СИМ.
Однако, если существенно ограничить скорость, то практика сама подскажет, какие меры необходимы в дальнейшем.
— Поэтому надо, на мой взгляд, чтобы побольше было шишек. Чем больше травм, конечно, не смертельных, тем лучше и четче люди ощутят на себе проблему и найдут самое верное решение. Закон вызреет, когда без него передвигаться по городу станет уже невозможно, — уточнил Александр Осипов. — Вообще уже есть достаточно четкие правила передвижения транспортных средств по тротуарам и по проезжей части. Поэтому надо смотреть еще и в эту сторону.
Однако, тут необходимо внести коррективы к вопросу контроля за этими правилами, считает депутат. Поскольку автоинспектор, машущий жезлом владельцу СИМ или тем более полицейская погоня за ним с мигалками — картина пока сюрреалистическая.
— Считаю, что наделять ГИБДД обязанностями ограничивать еще и этих самокатчиков, это вообще бред сивой кобылы. Я слышал такое предложение. Потому что, когда самокатчик движется не по проезжей части, он вообще не участник движения,
С депутатом Осиповым в вопросе контроля за самокатчиками на тротуарах согласны и сами автоинспекторы.
— Вопрос ограничения использования СИМ на отдельных пространствах города не относится к компетенции Госавтоинспекции Волгоградской области. Снижение происшествий с участием СИМ напрямую зависит от соблюдения лицами, управляющими СИМ, Правил дорожного движения, а также от развития инфраструктуры города, направленную, в том числе, и на безопасную организацию дорожного движения СИМ по транспортной системе города, — уточнили в полиции региона.
Бизнес жалко, но люди важнее
Пользователи, которые через приложение берут самокаты, должны знать, что вместе с СИМ они получают и ответственность за свое поведение на самокате.
Актуален этот груз ответственности и для кикшеринговых фирм.
— Бизнес должен быть социально ответственным, а социальная ответственность проявляется именно в том, что нельзя допускать, чтобы люди страдали из-за действия бизнеса. А в данном случае мы видим, что, увы, так и происходит, — резюмировал Армен Оганесян.
При этом ссылки «кикшеринговых королей» на убытки из-за новых ограничений должны приниматься во внимание не в самую первую очередь, считает депутат Волоцков.
— В текущей ситуации мы должны четко расставить приоритеты. Каждый день на дорогах и тротуарах наших городов происходят ДТП, травмы и увечья получают не только водители СИМов, но и беззащитные пешеходы, в том числе дети. Для меня, как и для подавляющего большинства жителей, очевидно, что безопасность и здоровье граждан сильно важнее чьих-то инвестиций.
Итак, задача в ближайшей перспективе, то есть на начавшийся теплый сезон, ясна и проста.
Защитить жителей, гостей Волгограда и других российских городов от сумасшедших электросамокатчиков.
То есть, с одной стороны, сделать пешие прогулки по тротуарам и общественным пространствам комфортными и безопасными, с другой — оградить автомобилистов от снующих между рядами владельцев СИМ.
Осталось найти взвешенные решения, которые не уничтожили бы СИМ как вид транспорта как таковой, но существенно повысили ответственность за безрассудство и лихачество на электросамокатах, а еще лучше — сделали бы последние два сценария невозможными.