Транспортные средства считаются одними из главных загрязнителей воздуха в городе. Такие выводы следуют из исследований Северо-Западного государственного университета им. Мечникова Минздрава России (СЗГМУ им. Мечникова). За год один автомобиль, по разным данным, может «соскребать» от 5 до 10 кг асфальта, он также истирает свои тормозные колодки и резину. Всё это добавляет в воздух опасные твёрдые частицы.
— В течение зимы на дороги среднестатистического города-миллионника попадает от 80 до 100 тысяч тонн песко-соляной смеси и только 40% от этого объёма удаляется со снегом, — объясняет руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. — Основная же масса так и остаётся на дорожном полотне, поскольку не может раствориться, она измельчается под колёсами автомобилей в мелкодисперсную пыль и с наступлением весны поднимается в воздух. По данным СЗГМУ им. Мечникова, дорожный смёт на 80% состоит из песка. Частички песка также забиваются в поры асфальта, загрязняют обочины.
Пыль и грязь привносят и неправильно обустроенные обочины и газоны, почва с которых может сползать на проезжие части вместе с тающим снегом.
Согласно исследованиям СЗГМУ им. Мечникова, дорожный смёт относится ко 2 классу опасности для человека — в нём в несколько десятков раз превышено предельно допустимое содержание таких опасных веществ, как никель, мышьяк, бензапирен, свинец, кадмий.
По словам руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, неоднократно российские медики и специалисты Всемирной организации здравоохранения доказывали, что дорожная пыль может негативно влиять на человека и становиться причиной возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, вызывать аллергию и снижать иммунитет.
Для предотвращения появления «пылевых» бурь в городе в своё время были разработаны специальные обеспыливающие составы, представляющие собой различные хлоридные соединения. Они связывают мелкие частички пыли, удерживая её на земле и не давая подняться в воздух. Такие растворы позволяют «прижать» пыль и убрать до 95% смёта пылесосами при температурах воздуха от 0° до -10° градусов, когда ещё дороги не получится промыть водой.
Обеспыливатели также могут применяться перед проведением вакуумной уборки дорог для увеличения количества собираемого смёта и уменьшения пыльных облаков, которые зачастую поднимают пылесосы. Если в городе пока не используются обеспыливающие составы, то эффективнее будет перед очисткой сбрызгивать обочины водой или же пылесосить дороги во время моросящего дождя.
— Немаловажно сократить и объёмы применения в зимний период различных фрикционных материалов, таких как песок, например, а ещё привести в порядок обочины и газоны, — подчёркивает руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. — Для удержания почвы можно использовать георешётки и декоративную щепу, которые не позволят почве также сдуваться.
Всё зависит от количества пыли, интенсивности движения автомобилей и температуры воздуха. Как правило, одной обработки обеспыливателями хватает на 10-14 дней, если речь идёт о весеннем периоде, когда температура держится около нуля градусов.
Летом же эффект сохраняется на протяжении пяти дней. Пыль станет тяжёлой, не будет подниматься в воздух, и её можно значительно легче убрать с проезжей части.