На днях в эфире шоу «Разговор онлайн» прозвучали имена и фамилии тех, кто возложил цветы к памятнику «Жертвам политических репрессий».
Заметим, что речь не идет, например, о венках с надписью «для Алексея Навального*».
А значит, идентифицировать адресата можно лишь, уточнив информацию у самого человека, цветы возлагающего, чего сделано не было.
Но для проницательного журналиста и так все очевидно, посчитал ведущий шоу Сергей Мазанов.
— Знаешь, у нас памятник жертвам репрессии в центре есть, там недалеко музей-заповедник «Сталинградской битвы». Он стал прямо местом паломничества этих навальнистов. Мы показывали видео, давайте покажем еще раз, — заявил в эфире своему коллеге Сергей Мазанов.
Затем последовал перечень имен волгоградцев, которые приходили к мемориалу в дни после гибели и во время похорон политика, который в нашей стране признан террористом и экстремистом.
Особенно провокационными, по мнению авторов, было возложение в день выборов президента РФ.
По данным «расследования» в городе-миллионнике память Навального* почтили около 20 человек.
Особый акцент авторы эфира сделали на том, что это не волгоградские маргиналы, а в какой-то степени элита или как минимум средний класс — чиновники, бизнесмены, сотрудники банков, госкомпаний, а также преподаватели вузов.
Особенно вызывающими получились выводы авторов передачи, что такое возложение цветов «оскорбляет страну и всех россиян».
Еще раз подчеркнем, что на букетах с четным числом цветов не написано, кому именно они предназначались.
Были ли нарушены в данном случае права волгоградцев, чьи данные открыто озвучены, мы поинтересовались у адвоката, кандидата юридических наук Александра Тарасова.
— Могу сказать, что в данном случае журналист пренебрег требованиями федерального закона о средствах массовой информации и действовал вопреки положениям п. 5 ст. 49 закона, а именно получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина.
Наш собеседник отметил, что ссылка журналиста на якобы совместные действия с ГУ МВД по Волгоградской области, даже если они и были, несостоятельна.
Ведь подобный «сбор» информации и ее последующее обнародование в СМИ выходит за рамки компетенции и полиции.
— Сейчас, не зная подробностей «журналистского расследования», сложно квалифицировать деяние, совершенное журналистом. Полагаю, что правоохранительные органы проведут надлежащую процессуальную проверку и сообщат о ее результатах, — пояснил адвокат.
В одном из комментариев авторы передачи отметили, что действовали совместно с ГУ МВД региона. Однако, на поверку оказалось, что это не так.
— Никаких запросов или просьб об оказании содействия от авторов указанной передачи к нам не поступало. Никаких совместных операций или расследований с журналистами на данную тему полицейские региона не проводили, — рассказала журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» начальник пресс-службы регионального Главка полиции Светлана Смольянинова.
Военный эксперт Антон Щепетнов, на днях подробно разбиравший действия таджикских террористов, дал этическую оценку и волгоградцам, сочувствующим террористам политическим.
А также журналистам, выставившим личные данные сочувствующих напоказ.
— Ситуация с обнародованием данных мерзкая, безусловно. Я не разделяю идеологию Навального* абсолютно. Но человек умер. На мой взгляд, чтить память человека, признанного экстремистом и террористом, вот так прилюдно — не самая лучшая идея, — пояснил Антон Щепетнов. — Но с другой стороны, если человек не нарушает уголовный и административный кодекс, то он может, в принципе, возлагать цветы кому угодно. Никто ему этого запретить не может. Максимум, чем он рискует, он может подвергнуться общественной обструкции. И это не значит, что его можно «полоскать» на телевидении с раскрытием персональных данных.
При таком подходе — радикализме и перегибах дело может дойти и до запрета слушать западную музыку — рок или джаз, считает наш собеседник. А это уже ни в какие ворота не лезет и вызовет разве что напряженность и поляризацию в обществе.
— Если человек не донатит ФБК**, деятельность которого запрещена в России, не распространяет взгляды какого-то Навального* или еще кого-то, то есть, грубо говоря, если он не набрал себе на состав преступления либо правонарушения административного, то максимум, чем он должен рисковать, это общественная обструкция. Но это не журналистам решать, это решать обществу.
При этом Антон Щепетнов призвал разделять террористов-убийц, виновных в чудовищных терактах с массовым количеством жертв, например, Басаева и Хаттаба и террористов политических.
Выражение симпатии к первым, безусловно, тянет не то что на осуждение, а на тюремный срок за оправдание терроризма.
Во втором же случае максимум, что можно сделать — зафиксировать сам факт симпатии человека к либеральным идеям и негласно поставить его на учет без каких-либо правовых последствий.
— Я это вполне допускаю, и это, в принципе, задача государства, вести какой-то учет граждан, кто к чему склонен. Но это совсем другое, нежели когда журналисты на себя берут функции судей и силовых ведомств. По сути, выносят приговор — что вот этот негодяй, этот подлец. И все это пользуясь служебным положением на огромную аудиторию. То есть, на мой взгляд, это очень плохая идея и плохая тенденция.
Будут ли «прославленные» в эфире волгоградцы обращаться в суд, пока не ясно.
Очевидно, что многие из них вовсе не рады такой огласке и не хотят создавать лишних инфоповодов. Тем более, иск в суд автоматически будет персонифицированным и вызовет новую волну журналистского внимания.
Сам автор передачи после ее выпуска неожиданно ушел на больничный. Его телефон в момент написания материала оказался вне зоны доступа.
Однако точка зрения ведущего эфира, который имеет репутацию относительно профессионального и в известной мере въедливого волгоградского журналиста, представлена цитатой из передачи.
Если позиция Сергея Мазанова изменилась или он хочет внести уточнения, касательно эфира, получившего скандальную славу, редакция издания «НовостиВолгограда.ру» готова выслушать, зафиксировать и опубликовать эти разъяснения.
*Алексей Навальный при жизни был внесен в список экстремистов и террористов в РФ.
**ФБК признан в РФ экстремистской организацией, его деятельность запрещена в России.