Posted 15 февраля, 05:00
Published 15 февраля, 05:00
Modified 15 февраля, 05:00
Updated 15 февраля, 05:00
Ямы на волгоградских дорогах — явление перманентное, потому и дорожный ремонт у нас бесконечный. А розовые мечты автомобилистов о том, что наступят времена, когда не нужно будет ничего ремонтировать и можно будет просто наслаждаться передвижением по городу, так и остаются несбыточными желаниями.
И всё же в этом зимнем сезоне ямы появились на дорогах намного раньше, чем обычно. В предыдущие годы этот процесс начинался в конце февраля — начале марта, когда снег потихоньку подтаивал, но стабильно плюсовой температуры ещё не было. На этот раз дыры на асфальте в большом количестве стали образовываться уже в начале февраля. И в первую очередь это связано с крайне неустойчивой погодой последних недель.
— Главная причина образования ям и выбоин на дорогах — это физический процесс замерзания и таяния льда, — объясняет исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова. — При «температурных качелях», когда температура воздуха от минусовой резко переходит к плюсовой и наоборот, снег сначала тает, проникает в поры и микротрещины асфальта, а затем замерзает, что приводит к разрушению асфальта изнутри.
В твёрдом агрегатном состоянии вода расширяется и разрывает полотно — именно так появляются ямы и трещины на дорогах. Подобные процессы циклично могут происходить несколько раз за один зимний день. Кроме того, даже если на улице стабильно небольшой минус, снег тает под колёсами автомобилей. Утром транспортный поток превратит осадки в воду, днём интенсивность движения упадёт и вода, замёрзнув, расширится. Вечером снова увеличится количество машин, так как люди поедут домой после работы, дорожное полотно нагреется, вода растает, а ночью — снова замёрзнет. Чем больше циклов замерзания и оттаивания, тем хуже асфальт весной.
В целом же разрушение дорожного полотна, как отмечает Юлия Антонова, — результат комплексного воздействия множества факторов: особенностей климата, интенсивности движения, использования некачественных или неподходящих материалов, нарушений технологии укладки, отсутствия отвода стоков, ошибочного проектирования. Большой «вклад» в процесс порчи дороги вносит также шипованная резина.
Как итог — даже в центре Волгограда и на ключевых магистралях мы наблюдаем крайне печальную картину. Ямы, колейность и глубокие выбоины вырастают на дорогах, как подснежники. Дорожники латать их не успевают, тем более, что в большинстве случаев они по погодным условиям не имеют права производить дорожный ремонт. В колдобинах погрязла даже Первая Продольная, особенно в Краснооктябрьском районе, хотя по части состояния асфальта проспект Ленина всегда был чуть ли не примером. Жёсткие ямы нам встретились на ул. 7-й Гвардейской, Голубинской, Череповецкой и многих других. А улица Мира просто усеяна дырками в асфальте — было бы символично начать восстановление дорожного покрытия в центре города именно с неё.
— Во многих российских городах, где зимой происходят частые и резкие переходы температуры окружающего воздуха через нулевую отметку на фоне интенсивных осадков, на дорожном полотне могут образовываться локальные дефекты, — объяснили нашему изданию в мэрии Волгограда. — Несмотря на убираемый с улиц города снег и исправно работающую ливневую канализацию, во время осадков, особенно в виде дождя, на дорожном покрытии все равно остается влага, количества которой из-за резких и частных перепадов температур достаточно для негативного воздействия на асфальтобетон.
Также в пресс-службе мэрии Волгограда рассказали, что в начале февраля, в связи с установившейся бесснежной погодой, муниципальные дорожные предприятия Волгограда активно вели работы по локальному ремонту дорожного полотна с помощью технологии литого асфальтобетона. «В основном это участки улично-дорожной сети, восстановленные в 2016–2017 годах и ранее. Что касается объектов, обновлённых в течение последних 3-4 лет, они находятся в нормативном состоянии, а в случае выявления на них каких-либо недостатков, их устранение произведёт подрядная организация в рамках гарантийных обязательств за счет собственных средств», — заверили в мэрии.
— Как принято говорить, зима — самый строгий экзаменатор, — рассказывает член регионального штаба Народного фронта, председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. — Каждый год весной мы смотрим состояние дорог. И могу сказать, что в этом сезоне дороги волгоградской области не сдали этот экзамен, не прошли испытание зимой.
По словам Армена Оганесяна, качество работ оказалось не на том уровне, который все ожидали. «Я уже лет 10 говорю о том, что когда появляется трещина на дороге, её нужно срочно заделывать, потому что это выйдет намного дешевле. Когда эта трещина разойдётся и превратится в яму, ремонт обойдётся в несколько раз дороже. Это бесцельная трата бюджетных средств. Такие ситуации даже на уголовную статью могут потянуть — за халатность, бездействие и т. п. Все должны понимать, что бюджетные деньги — это средства, которые мы собираем всем миром. И они должны быть потрачены экономно», — резюмирует наш собеседник.
Понятно, что на погоду повлиять не получится, но неужели с процессом разрушения асфальта из-за «температурных качелей» вообще ничего нельзя сделать? На самом деле наука в этом вопросе давно пришла на помощь. Эксперты утверждают, что регулярная и грамотная обработка дорог противогололёдными смесями позволит сохранить асфальт от разрушения, задержав процесс образования льда в его порах.
— В состав современных противогололёдных материалов входит сразу несколько видов солей с разными характеристиками, за счёт чего раствор остаётся в жидком агрегатном состоянии как минимум до -15 градусов, — подчёркивает исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова. — Следовательно, вода в порах асфальта не замерзает, не расширяется и ничего не разрушает. Таким образом, применение современных низкотемпературных реагентов позволяет сократить число циклов замерзания и оттаивания, тем самым снижая негативное влияние воды на дорогу.
Кроме того, образовавшийся от реагентов рассол после замерзания расширяется не так сильно, как вода. То есть и физическое воздействие на асфальт значительно уменьшается. Получается, что эффективная организация обработки дорог реагентами помогает затем сэкономить на дорожном ремонте.
Впрочем, экономия в данном случае — понятие относительное. Да, по количеству материала, которое понадобится для устранения выбоин, есть разница — три ямы на дороге или, скажем, семь. Но, как правило, средства на реконструкцию и ремонт дорог выделяются с запасом, в том числе часть из них идёт по линии нацпроекта «Безопасные качественные дороги». И «поштучно» считать количество ям на том или ином участке вряд ли кому-то понадобится.
Есть и более радикальный способ ремонта, когда перекладкой асфальта дело не ограничивается, и во время работ полностью меняют грунт. Дело в том, что в сфере дорожного ремонта есть термин «пучение», когда полотно приподнимается над поверхностью, образуя бугорки с растрескавшимся асфальтом.
— Если дорожная «одежда» меньше, чем 2/3 глубины промерзания и грунты, слагающие рабочий слой, пучинятся и не имеют способности к дренированию, то в зимний период влага, проникшая внутрь ранее и не успевшая отвестись в нижнюю часть насыпи, замерзает и расширяется, — рассказывает владелец компании «ГеоСМ» Вячеслав Некоркин. — При оттаивании замёрзшая влага возвращается в исходное состояние, образуя пустоты в земляном полотне, которые и дают просадки, снижают прочность и деформируются. При частом прохождении через нулевые температуры происходит примерно то же самое, только в слоях покрытия — в асфальтобетоне.
По словам эксперта, пучинообразование в соответствии с классификатором работ по ремонту и содержанию автодорог относится к дефектам земляного полотна, поэтому недостаточно просто перебирать каждый год дорожную «одежду» — пучение грунтов это не устранит. На повреждённых участках необходимо предусматривать полную замену грунта на непучинистый (пески) или слабопучинистый (супеси), а также применение разделяющей прослойки из геотекстиля, которая будет распределять нагрузку по всей площади земляного полотна, дренировать и улучшать термические свойства верхнего слоя.
Как видим, с научно-производственной точки зрения существуют чёткие, обоснованные подходы к дорожному ремонту в каждой конкретной ситуации. Увы, в Волгограде зачастую ограничиваются «латанием дыр», нежели устранением причин разрушения асфальта и профилактическими мерами.
А пока свежие выбоины на дорогах ждут своего часа, автомобилисты планомерно разрушают свои автомобили, попадая в ямы на скорости. На минувших выходных на улице 7-й Гвардейской кроссовер (!) повредил колесо, наехав на такую дыру в асфальте. Пришлось пускать в ход запаску. Конечно, водители по возможности стараются маневрировать и объезжать ямы на дорогах, но это создаёт дополнительные помехи для других машин и увеличивает риск ДТП.
Очень наглядный пример дороги, где количество ям можно сосчитать только на калькуляторе — улица Расула Гамзатова в Дзержинском районе. Там годами дорога испещрена выбоинами, но этой весной она превзошла сама себя.
Автомобили движутся по этой дороге с очень маленькой скоростью, стараясь аккуратно перекатываться по ямкам — даже спешащие по утрам пешеходы рядом порой идут быстрее. Уже в этом году эту улицу наконец начнут масштабно реконструировать — там появится 4-полосная дорога со всей сопутствующей инфраструктурой. Но всё это время местные водители продолжать убивать подвеску своих авто.
— Я считаю, что по части недоработок, связанных с новыми жилыми комплексами, у нас недорабатывают правоохранительные органы, — убеждён член регионального штаба Народного фронта, председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. — Надо брать все документы и смотреть, кто и на каком основании подписывал ввод в эксплуатацию домов, какая была техническая документация. А у нас всё делается для галочки, чтобы отчитаться перед федеральным центром. Я уж не говорю, что бывают случаи, когда подписывают документы на ещё не существующие коммуникации, не только дороги.
— Оперативно устранить проявившиеся дефекты на волгоградских дорогах, включая самые мелкие, позволяет заполнение трещин литой асфальтобетонной смесью, — подчёркивают в мэрии. — Температура и состав используемого материала таковы, что проводить работы можно даже на влажном покрытии и при температуре окружающего воздуха до -10 градусов. Локальный ремонт литым асфальтом помогает минимизировать последствия негативного воздействия непогоды и предотвратить дальнейшее разрушение полотна.
При этом работы с применением литого асфальта являются временной мерой, которая помогает обеспечить безопасный проезд в межсезонный период — по погодным условиям в это время использование уплотняемых горячих асфальтобетонных смесей не представляется возможным в силу требований технологии. Литой асфальт перед укладкой разогревается до температур от 190°C до 250°C, в процессе охлаждения смесь самостоятельно набирает прочность, превращаясь в твёрдое и гладкое покрытие. Это позволяет оперативно устранить небольшие дефекты на дорожном покрытии, влияющие в первую очередь на безопасность передвижения.
В мэрии заверили, что с наступлением устойчивой тёплой и сухой погоды дорожные службы вернутся на эти же участки для проведения восстановительных работ с заменой асфальтобетонного покрытия на всём участке улично-дорожной сети или картами. Такой алгоритм действий дорожных служб (обеспечение безопасного проезда в межсезонный период и комплексное восстановление этих же участков в летний период) действует в Волгограде уже более 10 лет.
По факту же получается, что водители (да и пешеходы) наблюдают дорожный ремонт в городе почти круглый год, когда позволяет погода. Такая устоявшаяся практика вызывает большие вопросы у волгоградцев, которым хочется, чтобы хотя бы одни и те же участки дорог не ремонтировались год от года или даже несколько раз в год. Не говоря уже о том, что разбитые дороги давным-давно для нас стали приметой приближения весны. Пора бы уже задуматься о другой традиции и выводить на новый уровень содержания дорог в зимний период, чтобы образование ям в феврале и марте было исключением, а не печальной тенденцией.