17 января в Давосе состоялась очередная сессия Всемирного экономического форума (ВЭФ). На ежегодных встречах представители разных стран обсуждают самые острые мировые проблемы, в том числе в области здравоохранения.
В этом году предметом особого внимания участников стала загадочная «болезнь X». Тему стали активно форсить в интернете, и она быстро захватила заголовки мировых СМИ. Что же мы о ней знаем? На самом деле почти ничего.
Дело в том, что болезни X не существует. Это условное обозначение, принятое ВОЗ в 2018 году для описания некоего гипотетического смертельно опасного заболевания, которое в будущем приведет к пандемии.
Ученые не знают наверняка, какой возбудитель вызовет болезнь: будет ли он совершенно новым или уже известным, но с новыми свойствами. Возможных источников будущей болезни — масса, подчеркивает Ольга Чернявская, завкафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной ВолгГМУ.
— Существует понятие «новые и возвращающиеся болезни». К ним относятся уже появившиеся инфекции, вызванные новыми возбудителями. Например, ВИЧ-инфекция, или новая коронавирусная инфекция COVID-19. Сюда же относят условно-патогенную микрофлору, которая на фоне иммунодефицита приобретает новые свойства и может привести даже к смерти. К этой группе могут быть отнесены генетически-измененные возбудители — как результат биотерроризма. К «новым и возвращающимся» относятся хорошо известные болезни, которые сейчас «затаились», но могут дать о себе знать с новой силой, привести к смертоносным эпидемиям (например, чума). А также было предложено выделить Х-инфекции, которые пока не идентифицированы, но появятся в ближайшее время, — рассказывает Ольга Чернявская.
Есть предположение, что следующая пандемия будет вызвана РНК-содержащим вирусом, который, например, является возбудителем Эболы, COVID-19 и ВИЧ. При этом болезнь-X по оценкам ряда ученых будет в десятки раз смертоноснее COVID-19. А передастся новый вирус человеку через животных.
Подготовка к потенциальным опасностям в сфере здравоохранения — прямая обязанность ВОЗ. Даже если эта гипотетическая опасность еще не оформилась в конкретное заболевание, ученые должны быть готовы к разному развитию событий, чтобы не допустить коллапса системы здравоохранения.
По этой причине, начиная с 2015 года, ВОЗ старается придерживаться единой стратегии, которая должна сократить время между выявлением вспышки вируса, разработкой, одобрением вакцины, и ее распространением среди населения. Опыт пандемии COVID-19 показал, насколько важна организованная работа самых разных структур, отработанные контрмеры и адаптивность системы здравоохранения в целом: за все недоработки идет расплата жизнями.
Чтобы уменьшить вероятность появления вспышки как таковой, ученые составили список наиболее опасных заболеваний и ведут их постоянный мониторинг. В их числе, например, лихорадка Эбола, чума, малярия, холера и сибирская язва. Непрерывная работа идет по выявлению новых потенциально опасных вирусов. Параллельно ведется разработка эффективных диагностических тестов и создание лекарственных препаратов широкого спектра действия, рассказывает Ольга Чернявская.
— Хотя мы не знаем свойств этого потенциального врага, кое-что мы можем делать уже сейчас. Во-первых, — мониторинг. Специалисты отслеживают циркуляцию различных возбудителей в природе среди населения, фиксируют возникающие изменения: генетические мутации, появление новых нетипичных свойств. Например, недавно появилась информация о выделении в Сибири из вечной мерзлоты неизвестных вирусов, сохранивших в течение тысячелетий способность инфицировать клетки. Это очень насторожило специалистов, ведь такие пришельцы из прошлого вполне могут стать причиной новой смертоносной пандемии. Их свойства теперь будут тщательно изучать, — объясняет Ольга Чернявская, завкафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной ВолгГМУ.
Внедрение термина «болезнь-X» упростило работу членам ВОЗ. Он как бы конкретизирует все опасения ученых, плюс, на таком примере удобно отрабатывать гипотезы, примерять различные сценарии. Он упрощает работу по информированию мирового сообщества о необходимости разработки контрмер на случай возникновения новой «чумы».
Директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США Энтони Фаучи отмечает, что создание термина для неизвестного патогена позволяет ВОЗ и другим организациям сосредотачивать свое внимание не на конкретных вирусах и штаммах, а на целых классах. Это позволит ВОЗ своевременно и, главное, эффективно реагировать на непредвиденные эпидемии, что равносильно спасению тысяч, а то и миллионов жизней.
Впрочем, некоторые специалисты усматривают в форсировании темы с болезнью X экономические мотивы. Так склонны считать, например, в Роспотребнадзоре. В ведомстве отметили, что за счет нагнетания угрозы пандемии ВОЗ пытается обосновать необходимость увеличения финансирования организации. Заинтересованы в этом и фармацевтические компании, ведь разработка препаратов — большие деньги.
В этом случае совсем неудивительно, почему обсуждать грядущую пандемию решили именно на экономическом форуме в Давосе.
— Включение болезни X в повестку дня Давоса и финансово заинтересованный состав участников, включающий крупные фармацевтические компании, показывает, что диалог сессии будет вращаться вокруг увеличения инвестиций. Это особенно выгодно крупным фармацевтическим компаниям, которые якобы демонстрируют свой дальновидный подход к обеспечению готовности к пандемии, поэтому обсуждают вопрос на Всемирном экономическом форуме, — сообщили в Роспотребнадзоре.
Угроза эпидемии существует всегда, подчеркивает Ольга Чернявская, и полностью избежать риска ее возникновения невозможно. Тем не менее, человечество накопило колоссальный опыт борьбы со вспышками заболеваний.
Были усовершенствованы методы диагностики и профилактики болезней, разработаны стратегии на случай глобальных эпидемий, непрерывно ведется разработка тестов, вакцин и препаратов. Все это хоть и не ликвидирует угрозу как таковую, но помогает сдерживать заболеваемость на определенном уровне и быть во всеоружии в случае выхода болезни X из-под контроля.
Ценный опыт был приобретен во время борьбы с COVID-19. Унесшая жизни миллионов людей пандемия обнажила проблемы систем здравоохранения разных стран, и тем самым запустила процессы, направленные на их разрешение. Пережитый опыт помог понять человечеству, что угроза реальна, и не стоит относится к ней легкомысленно.
— Сейчас в нашей стране большое внимание уделяется биологической безопасности. Созданы и осуществляются специальные программы по противодействию эпидемическим угрозам, например, проект «Санитарный щит». У нас накоплен колоссальный опыт. Неоценимый вклад в отработку этого опыта на практике внесла и деятельность по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции. Да, эта пандемия больно ударила по нам, но зато теперь мы стали сильнее, — отметила Ольга Чернявская, завкафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной ВолгГМУ.
И хотя ученые практически не сомневаются, что новой пандемии «болезни X» быть, паниковать и впадать в отчаяние волгоградцам не стоит, уверена Ольга Чернявская. К новому эпидемиологическому вызову человечество подойдет куда более подготовленным, чем прежде.
Россиянам же следует не пренебрегать рекомендациями специалистов, чтобы уберечь себя и близких от заболеваний. Причем делать это нужно всегда, не дожидаясь удара новой эпидемии.