Светофоры на консольных Г-образных опорах всё чаще появляются на волгоградских дорогах. На первый взгляд, от них одна сплошная польза, ведь основные светофоры расположены сбоку от проезжей части, и при плотном потоке и тем более в пробке некоторые сигналы можно элементарно не увидеть.
Консольный светофор решает эту проблему. Благодаря своей конструкции он крепится на специальную опору прямо над полосами, поэтому водители всегда видят, какой цвет сейчас горит. Более того, светодиоды установлены и на самой опоре, что позволяет ещё издалека заметить, красный или зелёный сигнал ожидает впереди.
Но в последние месяцы в Волгограде стали устанавливать подобные светофоры с нарушением требований к таким конструкциям. Свою функцию они, конечно, выполняют, но при этом загораживают классические светофоры, расположенные рядом. И это не просто доставляет неудобства автомобилистам, но и повышает риск создания аварийной ситуации.
Два самых ярких примера таких светофоров появились в Волгограде буквально месяц-полтора назад в процессе масштабной реконструкции улицы Рокоссовского, во время которой дорожники сделали новые островки безопасности, обновили тротуары и в том числе установили дополнительные секции светофоров.
Пример 1. Светофор на перекрёстке улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы при движении со стороны Мамаева кургана. Консольную опору поставили прямо перед старым светофором, и теперь она загораживает цифры обратного отсчёта. Во время движения водители вынуждены гадать, сколько секунд остаётся до смены сигнала. В результате одни притормаживают (вдруг там уже заканчивается отсчёт) и таким образом останавливают поток транспорта позади себя, а другие летят, несмотря ни на что, увеличивая риск ДТП на перекрёстке.
Пример 2. Светофор на перекрёстке улицы Рокоссовского и улицы Качинцев при движении со стороны Центрального района. При повороте налево с ул. Рокоссовского на ул. Качинцев («Второй километр») зелёная стрелка для поворота налево «не горит». При этом на дублирующем светофоре справа, в районе съезда на мост, эта стрелка есть.
Когда этот перекрёсток проезжаешь первый раз, происходит взрыв мозга — какому светофору верить? Но как только начинаешь движение и выезжаешь на перекрёсток, становится понятно, почему на светофоре слева (в сторону Качи) «не горела» стрелка. На самом деле она активна и горит, просто за консольной опорой её до определённого момента вообще не видно.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 52289-2004, светофоры должны размещаться таким образом, чтобы они не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелёными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.). В данных случаях такие требования как раз-таки не соблюдаются.
— Конечно, светофоры должны устанавливаться так, чтобы их ничего не закрывало, и водители могли видеть их с разных углов, — резонно отмечает общественник Алексей Ульянов. — Когда этот принцип нарушается, это становится серьёзной проблемой.
В результате уже целый месяц на одной из основных магистралей города и на очень оживлённом перекрёстке светофор практически не виден для водителей. Почему так произошло и что мешало изначально не ставить опору нового светофора так, чтобы она не перекрывала действующий — загадка.
Как пояснили в пресс-службе мэрии, помимо утверждённого национального стандарта (ГОСТ Р 52289-2004) на расположение дорожных знаков, светофорных объектов, ограждений и т. д. влияют топографические характеристики перекрестка, наличие подземных коммуникаций и другие факторы.
— На Второй Продольной магистрали консоли для новых светофоров подрядная организация устанавливает в тех точках, на которых будет обеспечена надлежащая видимость регулирующих устройств, — уточняют в мэрии. — С вводом в эксплуатацию новых устройств прежние светофоры вместе со стойками будут демонтированы.
Такой ответ мы получили от горадминистрации в ответ на запрос по поводу «невидимых» светофоров. Однако он совершенно не объясняет причину, по которой новые светофоры не заработали за месяц, который прошёл с момента их установки. При этом всё это время водители вынуждены терпеть неудобства.
Проблема с перекрытием обзора сигналов светофоров столбами или другими дорожными объектами появилась не сейчас и не вчера. Есть случаи закрытых сигналов светофора, которые бесят автомобилистов уже давно. Например, при повороте направо с улицы Рокоссовского на улицу Невскую водители не видят из-за светофорной опоры стрелку направо и поворачивают, скорее, по наитию.
Тем не менее, с ремонтом улицы Рокоссовского вопрос «невидимых» светофоров стал намного острее и приобрёл более массовый характер. Редакция «НовостиВолгограда.ру» искренне надеется, что в ближайшее время проблема будет решена. Но гораздо важнее сделать правильные выводы на будущее и впредь не допускать таких очевидных просчётов при реконструкции дорожной инфраструктуры.