Posted 13 октября 2022,, 05:43

Published 13 октября 2022,, 05:43

Modified 24 октября 2022,, 06:27

Updated 24 октября 2022,, 06:27

Ехать или стоять: странности «умных» светофоров в Волгограде

13 октября 2022, 05:43
Организация дорожного движения — вопрос сложный, но крайне важный в условиях нынешнего трафика на волгоградских улицах и трассах. Внедрение «умных светофоров» должно было помочь избежать многих непростых ситуациях на дорогах, но на деле система не всегда справляется со своими задачами. Что с ней не так?

Распространение различных умных систем в нашей жизни вполне соответствует духу времени. Специальная электроника, которая упрощает людям выполнение привычных задач, внедряется всё более активно. Дорожная инфраструктура в этом смысле — не исключение. И большую роль в этой сфере сегодня играют так называемые «умные светофоры».

Как работают «умные светофоры»

Мы привыкли, что классический светофор устроен просто: зелёный сигнал — иди/езжай, красный — стой. Несколько лет назад в Волгограде стали появляться секции обратного отсчёта секунд, которые сильно облегчили жизнь водителям и пешеходам. Но и в таких устройствах устанавливаются конкретные интервалы, определяющие, сколько должна гореть секция каждого цвета в зависимости от загруженности данного участка.

«Умный светофор» сам может корректировать продолжительность работы красного или зелёного сигнала с учётом текущей ситуации на дороге. Специальная электронная система оценивает движение транспорта и пешеходов и при необходимости вносит изменения в алгоритм смены сигналов светофора. Например, чтобы уменьшить возникшую пробку на оживлённом перекрёстке, она может продлить действие зелёного света. При этом важно понимать, что оценивает дорожную обстановку не электроника в самом светофоре, а сервер в центре управления, который и передаёт команду конкретному светофору.

Управляются «умные светофоры» специальным дорожным контроллером, который по своей сути является миниатюрным компьютером. На улично-дорожной сети Волгограда установлены детекторы транспорта фотоэлектрического и радарного типа. Они способны посчитать не только общую интенсивность, но и разбивать её по типу транспортных средств (легковой, грузовой, автобусы).Мэрия Волгограда

Первый «умный светофор» в Волгограде появился в 2017 году — на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Бакинской. Постепенно их число расширялось, но массовое распространение такие установки получили лишь в прошлом году. В Волжском 18 подобных светофоров начали работать в 2019 году, и сейчас их число тоже значительно возросло.

Светофор точно друг?

Но количество не всегда идёт в ногу с качеством. В последнее время, с наибольшим распространением «умных светофоров», волгоградцы всё чаще жалуются на их некорректную работу. Порой казусы с ними даже создают аварийные ситуации. Справедливости ради отметим, что нам неизвестно ни об одном случае ДТП, произошедшем из-за сбоя или неправильной работы «умного светофора». Но странности с ними действительно периодически ставят в тупик водителей и пешеходов, а то и реально создают потенциально опасные ситуации.

Пример 1. На светофоре идёт обратный отсчёт секунд, пока горит зелёный сигнал. Когда на табло остаётся 10 секунд, он внезапно меняется на красный. В результате водители, которые рассчитывают, что у них ещё есть достаточно времени, чтобы проехать перекрёсток, вынуждены резко тормозить, что повышает риск ДТП. Такое «поведение» нами было замечено на светофоре на бульваре 30 лет Победы в Дзержинском районе и на пересечении шоссе Авиаторов и улицы Исторической.

— Табло обратного отсчёта является обособленной частью светофорной колонки. Если светофор работает в локальном режиме, то длительность каждой его фазы изменяется, исходя из дорожной ситуации, что и приводит к тому, что в редких случаях цифры на табло обратного отсчета в какой-то из моментов могут не совпасть с переключением фазы.Мэрия Волгограда

Пример 2. Обратный отсчёт во время зелёного сигнала внезапно застывает в положении «03», то есть, когда остаётся ровно три секунды до его смены на красный. В таком положении он может пробыть около минуты, в то время как пешеходы и водители ломают голову, что происходит, и когда им можно будет пройти/проехать. Такие странности мы не раз фиксировали у светофора на перекрёстке проспекта Ленина и улицы 7-й Гвардейской в Центральном районе.

Пример 3. Водитель подъезжает к перекрёстку на красный сигнал светофора и ждёт, когда загорится зелёный. Но по истечении положенного времени на нём появляются две горизонтальные линии, символизирующие ожидание (см. видео вверху). В таком режиме светофор может пробыть до 2-3 минут. Подобные шалости мы наблюдали за светофором на бульваре 30 лет Победы в Дзержинском районе (напротив дома №11а) и на пересечении проспекта Ленина с улицей Пражской.

Почему происходят странности в работе «умных светофоров»

Светофоры работают в двух режимах – в локальном, когда они управляются детекторами, и в сетевом. В единую сеть их собирают специалисты регионального центра управления транспортом (для этого предварительно используется мониторинг, анализ и соответствующие расчёты).

«Для синхронизации светофорам нужно подстраиваться друг под друга в реальном времени, поэтому автоматизированная система управления дорожным движением выбирает наиболее подходящую фазу (из заранее сформированных специалистами) и изменяет её временные параметры», — рассказали в пресс-службе мэрии.

Иногда в такие моменты происходит накладка, и на некоторых перекрёстках срабатывает специальная фаза «кругом красный» как наиболее безопасная из промежуточных. Как только автоматика подстраивается и синхронизируется, светофор вновь начинает работать в обычном режиме.

Вроде бы ситуация вполне рабочая, но когда подобные «фокусы» начинают происходить с определённой регулярностью и вводить в заблуждение участников дорожного движения, это настораживает. С одной стороны, «умные светофоры», наоборот, должны помогать и управлять ситуацией на перекрёстках, но такие не всегда логичные решения автоматики только повышают риск аварии.

«На самом деле это хорошая система, учитывающая состояние движения на дороге, просто она ещё не до конца апробирована, — уверяет председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России», член штаба ОНФ Армен Оганесян. — Она успешно применяется во многих зарубежных странах и, уверен, будет хорошо работать и у нас. Думаю, сейчас идет время проб и ошибок, а потом всё наладится. Это нормальное явление, и правильно, что город начал заниматься интеллектуальными системами. Могу сказать, что в Волгограде есть положительные примеры грамотного регулирования движения «умными светофорами».

Получается, что пока система «умных светофоров» в Волгограде проходит стадию притирки. В каких-то случаях они действительно грамотно регулируют движение и не дают скопиться пробкам, но бывает, что выбранный режим только вносит путаницу среди водителей и пешеходов, а то и провоцирует их на нарушение ПДД, когда все вокруг не выдерживают и начинают ехать кто как может. Хочется верить, что таких ситуаций постепенно будет как можно меньше. Система-то действительно нужная и перспективная, но сбои и нестыковки в ней иногда могут обойтись слишком дорого.