Posted 11 января, 13:57
Published 11 января, 13:57
Modified 7 октября, 07:02
Updated 7 октября, 07:02
Царицын образца начала XX века — активно растущий город. В среде купечества его ласково называли «русским Чикаго». Здесь ударными темпами возводились фабрики, строились культурные учреждения, развивалась социальная и коммунальная инфраструктура. Уже к концу XIX века в городе был проведен водопровод и электричество.
— Царицын на рубеже веков — это бурно развивающийся капиталистический город. Десятками здесь строились заводы. Люди ехали сюда со всего Поволжья и Кавказа, так как хорошо платили. Он был совершенно не похож на традиционный провинциальный русский город, — рассказывает известный волгоградский краевед Роман Шкода.
Население города росло стремительно, а вот городская инфраструктура за ним не поспевала. Царицын оставался весьма неухоженным городом, хотя работы здесь было вдоволь, объясняет краевед.
— В отдельные периоды времени население за три-пять лет могло увеличиться в два раза. Понятно, что съезжались люди, жилья не хватало, они принимались строить какие-то избушки. За год город прирастал целыми улицами, но мы понимаем, что улицы эти были неблагоустроенны, чистый самострой, — подчеркивает краевед.
Лишь к началу 1910-х годов власти Царицына начинают заниматься вопросами городской среды: появляются благоустроенные улицы, парки и скверы, строятся высотные (по тем временам) здания, роскошные особняки и культурные учреждения.
К сожалению, большая часть этой красоты была погублена во время Сталинградского сражения и послевоенного восстановления города. Нынешний Волгоград разительно отличается от того самого «русского Чикаго» 100 летней давности. О том, каким был наш город век назад, теперь можно узнать лишь из архивных фотографий.
Любой город, как известно, начинается с вокзала. После возведения в 1870 году Грязе-Царицынской железной дороги, в Царицыне было построено первое кирпичное здание вокзала. На тот момент оно было весьма небольшим, одноэтажным.
Привокзальная площадь представляла собой зеленый сквер, оборудованный скамейками и беседками для ожидающих свой поезд пассажиров.
— В здании вокзала размещались залы ожидания, кассы. На привокзальной площади был разбит сквер с деревьями, рядом торговали открытками. Люди в те времена могли по 6-8 часов ждать посадки на поезд, поэтому летом и весной была возможность отдохнуть в тени деревьев на свежем воздухе, — рассказывает краевед Роман Шкода.
В начале 1890-х годов к вокзалу было пристроено боковое крыло, и он приобрел характерную г-образную форму. Новая пристройка оказалась куда богаче основного корпуса: его украшали роскошные резные люкарны (выступающие окошки), а куполообразную крышу венчали шпили.
В таком виде вокзал простоял до начала 1930-х годов. Сталинград стал краевой столицей, поэтому станцию потребовалось расширить. Так, над корпусами был надстроен второй этаж, появилось просторное правое крыло.
Во время августовской бомбардировки 1942 года вокзал сильно пострадал, и после окончания Сталинградской битвы его решили не восстанавливать. Нынешнее здание центрального вокзала «Волгоград 1», возведенное в 1954 году, является ярким представителем так называемой сталинской архитектуры и совсем не походит на своего предка. Но, что интересно, построено оно было на царицынском фундаменте и весьма точно повторяет контуры прежнего здания.
До 1909 года улица Гоголя носила другое название — Елизаветинская. В царицынскую эпоху это была одна из самых красивых и архитектурно богатых улиц города.
На ее четной стороне до наших дней дошло два дореволюционных здания — Дом Репниковой (ныне музей обороны Царицына) и здание гвоздильного завода (ул. Гоголя, 6). На нечетной стороне находились лучшие гостиницы города самых разных форм и размеров. К сожалению, все здания по этой стороне были утрачены после Сталинградской битвы.
Сейчас на их месте — край Александровского сада и одноэтажный павильон — в недавнем прошлом магазин «МАН».
Через улицу Гоголя пролегали трамвайные пути. Вела она к грандиозному собору Александра Невского на одноименной Александровской площади. К сожалению, оригинальный краснокирпичный храм до наших дней не дошел, так как был взорван в ходе антирелигиозной кампании в 1932 году.
Спустя 89 лет, в 2021 году, чуть поодаль от исторического места по архивным фотографиям была возведена копия собора. Сейчас новодел является украшением площади Павших Борцов.
До революции площадь Павших Борцов носила название Александровской, так как здесь располагался Александро-Невский собор. До его строительства площадь называли просто «городской».
Здесь активно велась торговля, одновременно площадь служила и местом отдыха для местных жителей. Обрамляли ее особняки, гостинцы и торговые лавки. Например, там, где ныне стоит здание Главпочтамта, находилась чайная Перлова — первый сетевой магазин в Царицыне. На месте послевоенного отеля «Волгоград» стояла самая роскошная гостиница города «Столичные номера»: на первом этаже здания размещались музыкальная лавка, магазин игрушек и даже концертный зал. Кстати, нынешний отель построен на фундаменте «Столичных номеров».
А главным украшением площади стал Дом Науки и Искусств (ныне НЭТ). Его возвел на собственные средства купец-меценат Александр Репников. Здание стало последним крупным объектом, построенным в дореволюционном Царицыне.
В нем размещались библиотека-читальня, музыкальные классы, музей краеведения и театр. Как можно заметить, после своего строительства выглядел Дом совсем не так, как сейчас. Парадную лестницу венчали два льва, такая же пара обрамляла боковую лестницу (со стороны Комсомольского сквера).
После войны львов с главного входа демонтировали, а перед зданием возвели колоннаду, благодаря чему театр приобрел характерный для сталинской эпохи неоклассический облик. А вот боковых львов решили оставить: они были сильно повреждены, поэтому решено было отлить их копии, которые по сей день украшают фасад .
Кстати, если подойти ко входу и заглянуть за пристройку начала 1950-х, можно увидеть оригинальную, дореволюционную колоннаду, встроенную в фасад.
На пересечении нынешнего проспекта Ленина и площади Павших борцов в первой половине 1920-х годов над улицей возвышался Владимир Ильич Ленин. Сам памятник был типовым, а вот пьедестал — авторским. Правда, имени скульптора мы не знаем.
Вождь мирового пролетариата гордо стоял на огромном болте, из-за чего в народе его так и прозвали — Ленин на болте. Не трудно догадаться, что болт символизировал рабочий класс, за который боролся Владимир Ильич.
Такое смелое даже по нынешним меркам решение вполне вписывалось в «лихие» послереволюционные двадцатые, когда в архитектурной среде главенствовал конструктивизм — эксцентричный, футуристичный стиль.
— Для конструктивистских 1920-х памятник казался нормальным. Но вот уже в 1930-е, когда сложился каноничный образ Ленина, стало понятно, что он не вписывается. И его демонтировали, до войны он не простоял. Саму фигуру Ленина, по слухам, якобы убрали на Красный Октябрь, где он сгинул. А пьедестал сломали, — поделился с «НовостиВолгограда.ру» Роман Шкода.
Мало кто знает, но в Царицыне и довоенном Сталинграде главным тягловым животным была не лошадь, а верблюд. По улицам города ходили целые караваны. Краевед Роман Шкода объясняет такую экзотику просто — в южном степном регионе их было много, и стоили они дешевле лошади или быка.
— Верблюдов в 19 веке активно использовали на всем юге России, не только в Царицыне. Они были основным тягловым животным. И даже после войны их еще можно было встретить на улице, но потом они стали жертвой унификации колхозов: начали массово разводить лошадей, появилась первая сельхоз техника, — рассказал Роман Шкода.
Верблюдов использовали в основном для транспортировки грузов по городу и между населенным пунктами. Извозчики же работали с лошадьми, добавляет краевед.
Первый железобетонный мост в Царицыне был построен около 1913 года — через реку Царицу. До этого центр города и его зацарицынскую часть (ныне Ворошиловский район) связывала деревянная переправа. Когда же появилась необходимость протянуть через реку трамвайные пути, стало понятно, что деревянная конструкция не выдержит.
— Привозили специальную технику для строительства. Вбитые в землю сваи быстро стали достопримечательностью у местных жителей. В городе прежде ничего подобного не строили, — отметил Роман Шкода.
В 1964 году на месте прежнего моста возвели новый. На проезжей части также провели трамвайные пути, но после строительства подземного трамвая их вынесли на построенную рядом эстакаду. Сейчас там размещается станция СТ «Пионерская».
Ранее «НовостиВолгограда.ру» рассказывали об исторических достопримечательностях Центрального района Волгограда. Именно здесь во дворах скрываются уцелевшие во время Сталинградской битвы царицынские особняки.