На коммунальную вакханалию жалуются жители ул. Дзержинского в Тракторозаводском районе. Уже несколько десятилетий дворы по указанному адресу пребывают в разоренном состоянии: старые детские площадки, дороги в ямах, постоянные проблемы с подачей горячей воды в квартиры. Не хватает мусорных баков, из-за чего площадки завалены отходами.
Но главная головная боль тракторозаводчан — автомобилисты. Во дворах не осталось свободного пятака, где бы не стояла машина, жалуется жительница девятиэтажки №51а Ольга Курганова. Автомобили заполонили зеленые зоны, превратив их в грязевое месиво, преградили подходы к подъездам, и уже подбираются к детским площадкам.
— Нашу дворовую дорогу превратили в проезжую часть. Ни с ребенком выйти не можешь, ни просто дойти куда тебе нужно — все время надо оглядываться. У нас бабушки сидят на скамейках и буквально отбиваются от машин, чтобы они не парковались под подъездные двери. Сегодня один такой товарищ выезжал на работу и перегородил всю дорогу. У нас пешеходы должны по воздуху передвигаться? Такая ситуация и в соседних дворах, — рассказала «НовостиВолгограда.ру» Ольга Курганова.
Волгоградка жалуется, что автомобили превратили и без того захудалые дворы в болота: водители разносят грязь с зеленой зоны на дороги и тротуары, не задумываясь о пешеходах. А все из-за желания припарковать автомобиль поближе к собственной квартире.
По словам Ольги, она на протяжении пяти лет пишет обращения и жалобы в городскую и районную администрации, а также аппарат президента. Но ответ всегда один и тот же — «сделать ничего не можем, пишите в управляющую компанию».
В УК ООО «МУК г. Волгограда» жильцам объясняют, что благоустроить двор можно за счет федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Но отбор происходит через конкурс и сопряжен с документальной волокитой. При этом гарантии, что проект выиграет, никто не дает.
Бороться за свой двор непросто, особенно если половина жильцов — это те самые автохамы, нарушающие правила парковки. Осложняется все и необходимостью коллективного принятия решения: ведь двум сторонам придется договариваться.
Двор (если он отмежеван) — является собственностью жильцов образующих его домов. Чтобы принять то или иное решение необходимо провести собрание со всеми собственниками, а уже на нем — вынести инициативу и устроить голосование.
Чтобы приступить к реализации задуманного, необходимо две трети голосов «за». Не трудно догадаться, что идея с установкой ограждений вдоль зеленой зоны едва ли заполучит положительные отклики автовладельцев. К тому же, подобные инициативы требуют финансовых вложений самих жильцов.
Но даже если вопрос касается не заборов, а благоустройства двора, то есть разработки проекта, который учитывал бы интересы всех сторон — организовать собрание по-прежнему нелегко.
Связано это со вполне приземленными причинами: в одних квартирах проживают арендаторы, в других — пожилые люди, а третьи вовсе пустуют. Кому-то неудобно собираться в эту дату, другие не могут в другую. А кто-то просто не готов финансово участвовать в реализации проекта.
А ведь таких собраний необходимо провести несколько — и каждая такая встреча должна быть заверена определенным количеством подписей. Не каждый собственник, даже самый активный, осилит такую бюрократическую ношу.
— Нам все время отписываются «проведите общедомовое собрание». С кем мне его проводить? С 80-летними бабушками, которые из дома то не выходят? У нас половина квартир сдаются, поди найди собственника и притащи его на собрание, — жалуется Ольга.
Это выглядит сложно, даже если не углубляться в детали, вроде таких, как необходимость создания работоспособного совета дома. От его лица и будут подаваться заявки в управляющую компанию. Более подробно об этапах реализации общедомовой инициативы мы писали в нашем материале.
Волгоградский общественник и председатель совета дома с лебедями Сергей Островский отметил, что в идее самоуправления и коллективного распоряжения имуществом нет ничего плохого. Такая модель работает во многих европейских странах — собственники сами занимаются благоустройством своих дворов, а иногда и капремонтом домов.
Однако большая ошибка состоит в том, что людей, привыкших к иным порядкам, буквально бросили одних с новым законодательством. И за более, чем 30 лет, многие россияне к нему так и не привыкли.
— Наше законодательство ушло далеко вперед, а вот общество за ним не поспело. Большая ошибка состоит в том, что местные власти не объясняют и не вовлекают жителей в процесс самоуправления. Люди не понимают, что их двор — продолжение их квартиры. Чиновники не проводят реальную работу, а лишь используют сложившийся порядок как отписку — «идите что-то там, где-то там делаете, это ваша собственность». Людей не подготовили и взвалили на них ответственность, — уверен Сергей Островский.
Волгоградцы не стремятся лезть в непонятную им процедуру, управляющие компании зачастую не хотят идти на контакт с жильцами, а городские власти не мотивированы заниматься решением «вроде как не их проблемы».
В результате мы имеем то, что имеем: большая часть дворов в Волгограде представляет собой печальное зрелище, и беспорядочная парковка — лишь закономерное следствие общей запущенности территорий.
Конечно, это вовсе не значит, что благоустроить свой двор в рамках федеральной программы или с привлечением средств жильцов нереально, и даже пытаться не стоит. Стоит. И в нашем городе, к счастью, есть примеры, когда инициативные жители прошибали лбом бюррократическую стену и добивались существенных улучшений в своем дворе.
Кстати, автовладельцы, будучи такими же собственниками дворовой территории, также успешно инициировали создание цивильной парковки около своего дома.
А вот с автохамами все несколько сложнее, ведь даже в благоустроенном дворе желающих покуситься на зеленую зону или площадку перед подъездом немало.
Формально, за парковку на газонах положен штраф. С 15 января 2024 года в Волгоградской области нижняя планка штрафа вырастет до 2,5 тысячи рублей (сейчас 500) для физлиц и до 15 тысяч для должностных лиц. На деле же никто не следит за ситуацией во дворах, из-за чего проблема хаотичной парковки стоит крайне остро.
Сергей Островский отмечает, что можно помочь сотрудникам ГИБДД, а заодно провести воспитательную работу с автохамами, вызвав на место наряд.
— То, что творится у нас с парковками — позор. Бороться с автохамами можно штрафами. То есть нужно вызвать полицию, указав, что кто-то припарковался на зеленой зоне. Должен приехать наряд ГИБДД и зафиксировать все автомобили, нарушающие правила парковки. К сожалению, чаще всего полицейские не приезжают. В этом случае нужно позвонить на горячую линию ГИБДД и пожаловаться на бездействие сотрудников. Это уже работает, — посоветовал Сергей Островский.
Волгоградец подчеркивает, что наказание рублем нерадивых водителей — рабочий способ пополнения городского бюджета. Однако местные власти им долгие годы пренебрегали, пуская ситуацию на самотек.
Справедливости ради стоит отметить, что за последние месяцы к проблеме хаотичной парковки начали присматриваться в мэрии. Чиновники и депутаты выразили готовность не только ужесточить наказание автохамам, но и наладить фиксацию правонарушений. И кто знает, может уже через несколько лет эта вдоволь перезревшая проблема станет, наконец, неактуальной для Волгограда. По крайней мере, в это хочется верить.