Из крупных зарубежных производителей шин в России свои заводы имели 6 компаний. Это итальянская Pirelli, немецкий Continental, французский Michelin, финский Nokian, а также японские Bridgestone и Yokohama. Все они после начала СВО либо покинули российский рынок, либо существенно изменили свою деятельность.
Pirelli приостановил работу своих заводов в Воронеже и Кирове, но об уходе из России не объявлял. Michelin покинул российский рынок прошлой весной, закрыв завод в Подмосковье, а окончательно ушёл в июне 2023 года, когда активы были проданы компании «Пауэр Интернэшнл Тайрс».
Передали свой бизнес в российские руки и владельцы Continental, имеющей завод в Калуге. Компанию приобрёл глава S8 Capital. Финский бренд Nokian свернул деятельность во Всеволожске Ленинградской области и в июне прошлого года заявил об уходе с российского рынка. Однако руководство компании в качестве аргументов пояснило, что причины такого решения не политические — уход связан с экономической нецелесообразностью работы в России на фоне санкций в отношении нашей страны.
Однако на заводе под Питером по-прежнему производят такие зимние шины, просто под другим названием — Ikon. Над названием долго не думали — если прочитать его наоборот, получится сокращённый вариант прежнего. Новым владельцем компании стала «Татнефть».
Японцы Bridgestone и Yokohama тоже закрыли свои заводы в Ульяновске и Липецке соответственно. Но продукцию этих марок по-прежнему можно приобрести — они остаются представленными на российском рынке. Правда, цены на них заметно выросли. Сегодня найти качественные покрышки дешевле 5 тысяч рублей за штуку практически невозможно, а брендовые шины вполне могут стоить около 10 тысяч рублей или даже больше.
Эксперты заявляют о грядущем росте цен на автомобильную резину. Это связано с ослаблением курса рубля и усложнившейся логистикой. Популярные зарубежные марки зимних шин будут дороже в 1,5-2 раза. Подорожание затронет и российские бренды — если купить зимние шины отечественных производителей, то за них придётся отдать примерно на 20% больше, чем раньше.
Зимняя резина популярных зарубежных производителей, несмотря на приостановку работы большинства заводов, по-прежнему вполне реально купить в магазинах. Но параллельно на рынок пришли другие марки, которые быстро завоёвывают симпатии автомобилистов. Прежде всего это китайские бренды Goodride, Westlake, Tracmax, Triangle, Hifly, Sailun, а также южнокорейские шины Hankook.
Сюда же можно добавить уже упомянутую резину марки Ikon. Однако, как утверждает глава компании Ikon Андрей Пантюхов, изменилось только название — все производственные процессы остались прежние, оборудование и технологии сохранены.
Извечный вопрос большинства водителей, особенно начинающих — какую зимнюю резину выбрать, шипованную или «липучку»? У каждого варианта есть как свои плюсы, так и минусы. Считается, что «шипы» эффективнее за городом, особенно на грунтовых дорогах, а «липучки» предпочтительнее в городской черте.
По официальным данным зимние шины в России подорожали на 5% за последний месяц. За год подорожание составило от 8 до 14%. Однако в реальности рост цен на автомобильные покрышки заметно выше. Эксперты считают, что резина иностранных брендов выросла в цене за год примерно на 50%. Но этот заметный рост нивелируется хлынувшими на отечественный рынок недорогой китайской резины. Впрочем, ее востребованность у автомобилистов пока вызывает вопросы.
Сейчас самые недорогие зимние шины в Волгограде можно купить от 3 800 рублей за одну покрышку. Столько стоит нешипованная резина из Белоруссии или Китая самого популярного размера для легковушек 180-60-R15. Цена на шипованные шины того же размера стартует уже от 4 000 рублей.
Если рассматривать популярные бренды, то, например, покрышки Yokohama российского производства в том же размере обойдутся уже от 4 700 рублей. А стоимость Pirelli и Bridgestone, которые еще можно встретить в продаже, приближается к 6 000 рублей за 1 шину.
Популярный размерный ряд для городских кроссоверов — 215-60-R17 — стоит еще дороже. Китайская продукция приемлемого качества начинается от 6 000 рублей, а «российская» Yokohama — от 9 000 рублей. Шины популярного американского бренда Goodyear еще можно найти от 11 000 рублей, а Continental и Bridgestone уже стоят дороже 12 000 рублей.
Помните! С 1 сентября 2023 года вступил в силу запрет на шины не по сезону. Фактически штрафовать за летние покрышки зимой начнут с 1 декабря. За каждый установленный инспектором факт эксплуатации автомобиля не с зимней резиной предусмотрен штраф 500 рублей. Также штрафовать будут за одновременное использование на одном авто шипованных шин и «липучек».
Какие шины выбрать, каждый автомобилист решает сам, исходя из своих финансовых возможностей и предполагаемых условий эксплуатации. В целом этот сегмент автотоваров радикально из-за западных санкций не изменился, но подстраиваться под новые реалии всё равно приходится.