Posted 7 апреля 2022,, 08:16

Published 7 апреля 2022,, 08:16

Modified 7 апреля 2023,, 12:25

Updated 7 апреля 2023,, 12:25

Стоит ли тянуть с резиной: что будет с рынком шин в Волгограде

Стоит ли тянуть с резиной: что будет с рынком шин в Волгограде

7 апреля 2022, 08:16
Фото: novostivolgograda.ru
Нынешней весной автомобилисты столкнулись с рядом проблем. Теперь в копеечку влетает не только ремонт, но и обслуживание машины. Резкое подорожание и задержки с поставками коснулись в том числе шин.

Последствия санкций

С началом весны традиционно растёт спрос на летнюю автомобильную резину. Но в этом году ситуация приняла нестандартный оборот. Из-за санкций и проблем с поставками ассортимент в профильных магазинах сильно поредел, и теперь успеть переобуться в новые покрышки многие не успевают.

Владельцы машин с колёсами больших или нестандартных размеров и вовсе не всегда могут найти нужные покрышки даже под заказ. А если заранее не была куплена летняя резина, а старая уже «убитая», какое-то время, наверное, придётся ещё поездить на зимней.

«Только за первую половину марта россияне потратили на шины 8,5 млрд рублей. По сравнению с февралем это больше на 293%, — объясняют в Центре развития перспективных технологий, который является оператором системы маркировки «Честный знак». А стоимость одной шины по итогам марта составила в среднем 7 тысяч рублей».

Кто же из известных производителей шин приостановил работу в России? Компания Pirelli ограничила выпуск продукции на российских заводах в Воронеже и Кирове, Yokohama — в Липецкой области, Continental — в Калужской, Bridgestone — в Ульяновске, а Michelin в Подмосковье. Поставки из-за рубежа тоже либо задерживаются, либо вообще на паузе.

Впрочем, не все западные компании, представленные в России, приостановили производство. К примеру, в Ленинградской области есть финский завод Nokian Tyres, на котором производят шины двух основных линеек: Hakka (премиум-сегмент) и Nordman (бюджетный вариант). И те, и другие пока продолжают выпускаться, несмотря на санкции.

Те бренды, которые не ушли с российского рынка, столкнулись с другой проблемой — дефицит сырья для производства. Речь идёт прежде всего о натуральном каучуке и химических добавках, улучшающих качество сцепления. Всё это у нас традиционно импортировалось, и без таких компонентов качество резины однозначно будет хуже. Однако тотального дефицита бояться не стоит — в среднесрочной перспективе поставки в целом восстановятся, пусть и не в прежних объёмах.

Цены не резиновые

На самом деле цены на шины заметно выросли ещё осенью 2021 года. По сравнению с прошлой весной стоимость большинства покрышек выросла примерно на 20-30%. Резина размером более 16 дюймов подросла в цене вообще в 2-3 раза. И те модели, которые ещё полгода назад стоили в районе 7-8 тысяч рублей за штуку, теперь продаются минимум за 15-16 тыс. руб.

Аналитики связывают это с ростом продаж автомобилей на вторичном рынке. При этом спрос сохранялся примерно на уровне 2020 года. А сейчас шины вообще стали «золотыми». Это объясняется и высокой зависимостью от курса валют, и большим количеством импортных составляющих в производственной цепочке.

- Я ещё год назад собирался поменять на свой Ford шины на такие же, которые на нём стоят, Michelin, — рассказывает волгоградский автомобилист Артём. — Даже добавил в корзину в интернет-магазине на сумму 19 400 руб., но потом передумал — вдруг машину решил бы продавать, были такие мысли. А этой весной те же самые шины на том же сайте стоят уже 31 тыс. руб.

В большей степени подорожание коснулось шин, ввозимых из Европы. Однако надеяться на азиатский рынок как более доступную альтернативу в данном случае не стоит — цены на них тоже стремятся вверх. Причина банальна — ряд морских перевозчиков перестали доставлять грузы в Россию, а возить шины поездами нецелесообразно и экономически невыгодно, т. к. в этом случае существенно повышается стоимость транспортировки.

Более того, сейчас кардинально меняется логистика. Раньше грузы доставлялись через очень разветвлённую сеть, и после прибытия больших кораблей в крупные порты покрышки везли дальше на судах меньшей вместимости. Теперь же приходится выстраивать новые цепочки, которые в большинстве своём будут более длинными, а это отразится и на сроках поставки, и на ценах.

Готовь шины летом

В такой ситуации должен вырасти спрос на подержанные покрышки. Рынок б/у шин из Европы и Азии довольно популярен у владельцев бюджетных автомобилей. Зачастую это довольно выгодный вариант — можно найти резину с небольшим пробегом (да ещё и по качественным дорогам) по привлекательной цене. К тому же по договорённости можно приобрести не целый комплект, а, к примеру, пару шин.

— Шины, конечно, прилично подорожали, в том числе б/у. Это в большей степени с курсом валют связано, а не с санкциями, — рассказал представитель одной из волгоградских компаний, занимающихся продажей автомобильных шин. — Может быть, сейчас цены чуть откатятся назад. Дефицита у нас нет, но задержки с поставками наблюдаются, хотя и некритичные.

Любопытно, но сегодня многие зимние шипованные покрышки стоят дешевле летних, потому что завозились ещё с осени — по прежним ценам и при другой ситуации в мире. Плюс влияет фактор сезонности — в марте–апреле зимние шины всегда дешевеют. А учитывая неопределённость на рынке как минимум на ближайшие несколько месяцев, есть резон прикупить резину на зиму уже сейчас, на излёте зимнего сезона 2021/22.

На это есть как минимум две причины. Во-первых, ещё остались запасы со старых закупок, а во-вторых — есть большая вероятность, что осенью цены будут гораздо выше. Но всё это при условии, что «зима» действительно необходима. В противном случае выискивать средства в бюджете смысла нет и лучше ещё поездить сезон-другой на старых шинах.

Кому будет сложнее всего?

С одной стороны, эксперты не думают, что у автомобилистов с популярными размерами покрышек (например, 185/65 R15) возникнут большие трудности с подбором аналогов. Возможно, где-то придётся сместить акценты на более бюджетный вариант, но в целом выбор должен быть. А вот владельцам машин с более редкими колёсными параметрами будет ощутимо сложнее, в том числе хозяевам внедорожников с большим диаметром колёс.

Не повезло и любителям спортивных шин — автогонщикам и дрифтерам. Специализированные покрышки полностью ввозятся в Россию из-за рубежа, и поставки новых партий сейчас стоят на паузе. Даже когда они снова возобновятся, это будут совсем не те объёмы и не те цены.

Раньше владельцы иномарок среднего класса старались брать шины известных брендов, пусть даже и в основном их бюджетные модели. Сейчас они приходят к необходимости переориентироваться на более простые варианты — например, КАМА (г. Нижнекамск) или белорусскую «Белшину». В России на заводе «Матадор-Омскшина» производят также резину брендов Cordiant и Matador, в Воронеже выпускают покрышки Amtel, в Барнауле — Nortec.

Конечно, полностью заменить импортные шины будет невозможно, но и совсем уходить с российского рынка зарубежные производители не намерены. Но стабилизации ситуации в плане цен и поставок из-за границы в обозримом будущем пока не ожидается. Такая тенденция наверняка приведёт к тому, что автомобилисты станут реже менять резину, и в тех ситуациях, при которых раньше они бы уже присматривали замену, теперь, скорее всего, решат повременить.

Есть опасения, что может начаться всплеск охоты на колёса, которые будут чаще воровать прямо с машин — как в 90-е, только в менее глобальных масштабах. Противостоять этому крайне сложно, и если доступность покрышек начнёт заметно снижаться, такое развитие событий вполне вероятно.

И всё же долгоиграющие прогнозы эксперты делать не рискуют. Судя по тому, что цены на запчасти и некоторые расходники частично уже откатываются назад, паниковать и бросаться покупать шины сейчас точно не стоит. А вот присмотреться к рынку и расширить ассортимент в своём внутреннем понимании — самое время. Даже если в будущем не придётся приобретать никаких аналогов.

"