С приходом холодов спрос на кофе традиционно растет. Горячий напиток помогает волгоградцам согреться, взбодриться, да и просто радует своим вкусом.
Сейчас стоимость чашки кофе в Волгограде варьируется в пределах 150-300 рублей в зависимости от объема, заведения и вида напитка. Скажем, стандартный капучино (0,2 мл) в городских кофейнях в среднем обойдется в 170 рублей.
Американо можно найти еще дешевле — от 150 рублей за чашку 0,2 мл. Дороже обойдутся латте, флэт уайт или раф: за стаканчик 0,35 мл придется отдать не менее 220 рублей. А если хочется добавить в напиток сироп, сливки или орехи, то к стоимости можно смело добавить еще 30-40 рублей.
Во многих кофейнях есть и собственные фирменные кофейные напитки с необычными добавками и ароматизаторами. Но здесь цены совсем идут в пляс и сильно варьируются от места к месту.
В российских супермаркетах стоимость натурального кофе неуклонно растет. По данным Росстата, с начала 2022 года и по август 2023 цены на зерновой и молотый кофе в России подскочили сразу на 36% — до 1495 рублей за килограмм.
Эксперты связывают это с девальвацией рубля и попутным ростом стоимости зерна для коммерческого кофе на бирже. Для понимания, биржевые цены постоянно меняются: на них может оказать влияние нестабильная политическая обстановка в конкретном регионе или, например, малый урожай из-за засухи.
В кофейнях обычно используют высококачественное сырье категории спешелти или fine-commercial, которые не продают на биржах. В отличие от коммерческого кофе цена на них стабильнее, но выше. Стоимость сырья привязана преимущественно к курсу доллара.
Для российских предпринимателей в этом есть и очевидные минусы. Российская валюта крайне нестабильна: за последний год мы видели доллар и по 60, и по 100 рублей. Это создает постоянные риски для бизнеса, отмечает владелец сети кофеен Stolbovoy Coffee Виктор Столбовой.
Предприниматели по-разному реагируют на колебания курса. Кто-то поднял цены с запасом еще в прошлом году и может позволить лишний раз не нервировать посетителей новыми ценниками. Другие же вынуждены куда чаще пересматривать свой прейскурант.
В кофейнях Stolbovoy Coffee в последний раз цены поднимали весной 2022 года, после серьезного скачка доллара и начавшихся проблем с логистикой. Тогда стоимость чашки выросла сразу на 10-20 рублей, отметил Виктор. Это позволило сохранить цены на прежнем уровне после ослабления рубля в текущем году.
— Мы подняли цены весной 2022 года. Поэтому когда доллар подорожал, мы просто остались на том же уровне. За последний год у нас цены выросли разве что на зерно, которое мы сами обжариваем. Оно просто быстрее реагирует на колебание курса. Раньше стоимость кофе на полках у нас начиналась от 420, сейчас от 550 рублей, — рассказал Виктор.
Многие предприниматели ставят перед собой задачу сдержать рост цен, или хотя бы оттянуть его, чтобы не отпугнуть клиентов. Среди кофеманов появились опасения, что в попытках не допустить удорожания, кофейни перейдут на более дешевое сырье, от чего пострадает качество напитков.
Виктор Столбовой допускает, что на такой шаг могут решиться небольшие кофейни.
— Думаю, что всякие маленькие точки будут переходить на кофе более дешевых марок, чтобы не поднимать цены. Мы работаем в сегменте качественного кофе, так называемого спешелти, на нас пока все это не сильно отражается, — подчеркнул Виктор Столбовой.
В Росстате подсчитали, что стоимость кофе на вынос в «шоковом» 2022 году выросла в России на 10%, в текущем году — на 8,4%. Волгоградцы опасаются, что уже в ближайшее время бизнес вновь взвинтит цены на напитки. Некоторые даже предсказывают рост сразу на 10% до конца года.
По мнению Виктора Столбового, сейчас причин для повышения цен нет. Но это не значит, что они не вырастут — все зависит от экономических условий и каждого отдельного предпринимателя.
— Это зависит от заведения, от управленцев. У 80% точек оснований для повышения цен пока нет. Конечно, если доллар сейчас резко подорожает, то нам пропорционально этому придется повышать цены. Но это даже в большей степени касается обжаренного зерна: доллар подорожал на 10 рублей, мы должны цены сразу поднять. Со стоимостью чашки кофе не так, здесь можно довольно долго цены не поднимать. Чтобы стоимость выросла на 10 рублей нужно, чтобы доллар подорожал хотя бы на 40, — пояснил Виктор.
К возможности роста цен из-за молочной продукции или упаковки владелец Stolbovoy Coffee относится скептически. Молочка, считает волгоградец, критически не подорожала, а упаковочные материалы с прошлого года выпускают в России.
Предсказать, будет ли скачок цен, пока сложно. Но одно известно наверняка — дешеветь кофе точно не будет.
— Большая часть издержек — логистика. А она еще никогда не дешевела. Она всегда только дорожает. Если говорить про человеческий ресурс, то производителям сырья зарплату снижать тоже некуда, она и так низкая — это полурабский труд. Поэтому никаких тенденций к удешевлению точно нет, — заключил предприниматель.
Ранее «НовостиВолгограда.ру» писали, что сети фастфуда в очередной раз подняли цены на бургеры. В среднем стоимость блюда выросла сразу на 10%.