Posted 27 сентября 2023, 15:29
Published 27 сентября 2023, 15:29
Modified 28 сентября 2023, 16:17
Updated 28 сентября 2023, 16:17
До конца года по всей стране планируется установить как минимум 30 тысяч пешеходных переходов нового типа, оснащённых устройствами для проекции разметки на дорогу. Это пилотный проект в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Коснётся ли он Волгоградской области, пока сказать сложно. И надо сказать, что в эксплуатации таких переходов есть определённые нюансы, которые смущают скептически настроенных экспертов.
Принцип работы проекционного пешеходного перехода на самом деле несложный. В его основе лежит светодиод по типу проектора. Он светит на линзу, а линза — на слайд, на который нанесена картинка. Проектор размещают на столбе, и при приближении пешехода он «рисует» на проезжей части «зебру».
При этом проектор не дублирует существующую разметку, а лишь дополняет её в тёмное время суток. Поэтому важно понимать, что проекция — это не панацея, и она нужна не везде, а лишь на потенциально опасных участках, где нужно дополнительно привлечь внимание водителей.
— На юге России во многих регионах есть проекционные пешеходные переходы, — рассказывает председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян. — Они успешно себя зарекомендовали в Ростовской области, в Краснодарском и Ставропольском краях. Волгоградской области надо не отставать в этом плане и не бояться новшеств — это реально повысит безопасность на дорогах.
В Волгограде в марте 2021 года тестировали подобный переход на улице Калинина в Ворошиловском районе Волгограда. Правда, там в конструкции был датчик движения, и проекция активировалась только при приближении пешехода. В остальное время ничего не горело и светящейся зебры на асфальте не было. Увы, но такой тип перехода себя не оправдал.
Не прижились и пешеходные переходы из брусчатки. Самый яркий (хотя на самом деле тускловатый) пример — «зебра» на Нулевой продольной около музея «Россия — моя история». Её установили в 2019 году, и поначалу она действительно выделялась на проезжей части. Но постепенно брусчатка забилась грязью в швах, и разметка поблёкла.
Есть два схожих объекта в Волжском. Но массового распространения подобных переходов в регионе нет и не ожидается — на это есть свои причины. Как рассказали нашему изданию в департаменте городского хозяйства, проекционный пешеходный переход на улице Калинина в Волгограде работал в тестовом режиме. Сейчас муниципалитет не планирует приобретать и устанавливать на улицах города проекционные пешеходные переходы, ввиду их неэффективности и высокой стоимости, включая обслуживание.
А вот в Волжском имеются переходные пешеходы с проекцией, причём обоих типов. К тем, которые светят всю ночь, претензий в целом нет — разве что яркость света на них отличается. Это может быть связано либо с разным количеством светодиодов, либо со световой температурой (холодный свет всегда ярче тёплого), либо вообще с какими-то иными причинами (например, загрязнённой поверхностью лампы).
Основные претензии всё-таки связаны с переходами, оснащёнными датчиками движения. Во-первых, это довольно дорогое удовольствие. Стоимость установки пешеходного перехода с проекцией составляет около полумиллиона рублей, что примерно в 10 раз выше, чем потребуется для оборудования классической «зебры». Во-вторых, бывают случаи, когда освещение активируется чуть позже, чем необходимо. И это, пожалуй, главный камень преткновения.
— Стоял перед «зеброй» на выезде с ул. Пионерской на ул. Карбышева и видел, как освещение на переходе включилось тогда, когда пешеход прошёл уже больше половины дороги, — рассказывает житель Волжского Антон Лайфов. — А следующий пешеход не прошёл и двух третей дороги, как оказался на переходе в темноте, потому что срабатывание на предыдущего человека закончилось, а на этого датчик вообще не среагировал.
Есть и третий момент, актуальный для переходов обоих типов. Пешеходы, как показывает практика, бывают менее внимательны на таких переходах, т. к. считают, что им ничего не грозит, раз их хорошо видно. Ситуацию может усугубить стационарное уличное освещение дороги — если вдруг несколько фонарей по соседству не горит, то внезапно включившийся проектор может частично ослепить как водителя, так и пешехода.
— На проекционном пешеходном переходе большую роль играет направление света, — объясняет коммерческий директор ООО «НПФ „Дорожный элемент“ Михаил Кузьменко. — Светильник не должен просто рассеивать свет. Он должен светить под определённым углом, чтобы проекция падала на пешехода немного сбоку, а не сверху.
Как видим, нюансов в световых пешеходных переходах хватает. Конечно, было бы логично унифицировать их, чтобы они работали по одинаковому принципу. Пока варианты с датчиками движения выглядят более дорогими и менее стабильными в работе, чем те, что постоянно горят в тёмное время суток. Учитывая высокий уровень аварийности в Волгоградской области в целом и большой процент ДТП именно с участием пешеходов, как минимум стоило бы попробовать такие переходы на нескольких перекрёстках сразу. И в этом смысле пилотный проект с федеральным финансированием — как раз то, что нужно.