Posted 20 сентября 2023, 08:26
Published 20 сентября 2023, 08:26
Modified 20 сентября 2023, 08:59
Updated 20 сентября 2023, 08:59
Накануне депутаты Волгоградской облдумы рассмотрели прокурорское представление на закон №641 об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), принятый в далеком 2001 году.
В ходе обсуждений депутаты не согласились с представлением, отметив, что оно нуждается в уточнении.
Кроме того, депутат Осипов спросил у прокурора, почему федеральный закон не содержит исчерпывающих норм по закону о ООПТ.
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Прокофьев сообщил, что Генеральной прокуратурой РФ в данный момент внесены два законопроекта, которые будут жестко определять права и обязанности регионов по исключению земель из заповедного фонда и их перепрофилирование, изменению назначения и категории.
Прокофьев отметил, что представления внесены более чем в 10 региональных законодательных собраний. 5 из них уже согласились и удовлетворили представление, другие взяли паузу.
— Суть в том, что региональным законодательством предусмотрена возможность изъятия земель особо охраняемых природных территорий из оборота и далее их застройка чем угодно. Фактически самоуправство с признаками коррупции, — поделился точкой зрения депутат Александр Осипов. — То есть взять и провести отчуждение земель по относительно упрощенной процедуре, как раньше, на уровне региона будет уже нельзя, а значит закон №641 становится противоречащим нормам, а кроме того сам по себе несет коррупционный потенциал.
На языке законодательных актов и юридических формулировок споры о законе обывателю не совсем понятны. Поэтому наш собеседник привел бытовой пример, который возможен при легитимности закона в его прежнем варианте.
— Например, региональные чиновники могут сказать, что берег Дона утратил заповедное значение и там можно построить элитный коттеджный посёлок. И вместо заповедной зоны у чиновников там появятся дома.
При этом некоторые депутаты отметили, что на данный момент региональное законодательство соответствует конституционным нормам, закон был принят в 2001 году корректно, и сейчас нет оснований его оспаривать.
Добавим, что в настоящее время Генеральной прокуратурой РФ и Минприроды отмечается всплеск нарушений в регионах в части распоряжения природными богатствами страны — вырубка зеленых насаждений, застройка заповедных мест, отчуждение земель для хозяйственных нужд, незаконная распашка земли, строительство дорог не связанных с деятельностью особо охраняемых природных территорий.