Posted 4 февраля 2021,, 14:32

Published 4 февраля 2021,, 14:32

Modified 17 октября 2022,, 11:09

Updated 17 октября 2022,, 11:09

А можно без вырубки? Шесть неудобных вопросов о трассе через Волго-Ахтубинскую пойму

4 февраля 2021, 14:32
В Волгограде снова возобновились общественные споры вокруг строительства новой высокоскоростной трассы в Волго-Ахтубинской пойме. Минприроды требует от областных властей дополнительных документов, обосновывающих необходимость вырубки дубов для выполнения проекта.

1. Можно ли обойтись вообще без этой трассы?

На нынешнем этапе развития транспортной системы региона – нельзя. Трасса через Волго-Ахтубинскую пойму – третья очередь мостового перехода через Волгу, она должна соединить два уже построенных моста. Главная цель строительства – снизить транспортную нагрузку на дорогу через Краснослободск, которая сейчас сильно перегружена трафиком.

2. Можно ли построить дорогу, не навредив природе?

К сожалению, нет. Проект по строительству третьей очереди моста через Волгу – самый существенный по своим негативным последствиям для окружающей среды по сравнению со всеми другими этапами. Но ущерб природе можно снизить – поэтому перед началом работ власти обращались к экспертам-экологам и вместе с ними прорабатывали такой вариант, при котором пойма пострадает в наименьшей степени. Вмешательство в экосистему всё равно будет, но его сведут к минимуму по сравнению с тремя другими вариантами.

3. Можно ли избежать вырубки деревьев?

Нет. Все четыре маршрута, по которым могла бы пройти новая дорога, в любом случае пролегают по территории природного парка. Каждый из них предусматривал вырубку дубов в том или ином количестве. Тот вариант, который выбрали в итоге, в этом плане самый «щадящий» из всех.

4. Почему бы просто не перенести трассу на километр?

Активисты, выступающие против вырубки дубов, предлагали перенести дорогу на пару километров или просто расширить уже существующую трассу. Но это нереалистичные варианты: в таком случае пришлось бы не просто уничтожить часть деревьев, но и сровнять с землёй часть посёлков, которые расположены в границах поймы. Потребовалось бы выкупать участки, сносить дома, платить компенсации местным жителям. Более того, возникла бы потребность в полноценной развязке – это увеличило бы стоимость проекта и привело бы к ещё большему вмешательству в экосистему. А деревья, кстати, всё равно бы вырубили – чтобы расчистить место под развязку или под расширение существующей трассы.

5. Можно ли как-нибудь снизить угрозу для экологии?

Да, можно: просто не строить съезды и проложить трассу так, чтобы она шла по эстакаде, без лишнего вмешательства в окружающую среду и с минимальным ущербом биосферному резервату. Вариант, выбранный властями после консультаций с экологами, предусматривает именно такой подход.

6. Где гарантия, что дубы заменят новыми деревьями?

Механизм компенсационного озеленения и количество деревьев, которые нужно будет посадить взамен вырубленных дубов, заложены в проект. В интересах чиновников соблюсти все указанные требования, поскольку скандал на экологической почве ни одной региональной администрации не нужен. Так что власти позаботятся о том, чтобы саженцы прижились и не погибли. Кроме того, за строительством будут пристально следить надзорные ведомства.

"