Posted 7 сентября, 10:51

Published 7 сентября, 10:51

Modified 7 сентября, 10:53

Updated 7 сентября, 10:53

Запасы вторичного металла в стране составляют более 300 млн тонн

Как возрождается сталь: трудности переработки металла в России

7 сентября 2023, 10:51
Фото: РБК, "Бизнес-вектор"
Запасы вторичного металла в стране составляют более 300 млн тонн
Переработка металла в России — не только крупный бизнес, но и важнейшее для экономики страны направление в промышленности. Как устроен этот рынок и какие проблемы перед ним стоят, разбирались журналисты издания «НовостиВолгограда.ру».

Ежегодно в России образуется 50 млн тонн металлических отходов. Четверть уходит на переработку. Причём в эти 25% вовлечено огромное количество людей и предприятий. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты России Максима Фатеева, запасы вторичного металла в стране составляют более 300 млн тонн. Эти объёмы необходимо ввести в промышленный оборот.

Структура рынка металла в РоссииСтруктура рынка металла в России
Структура рынка металла в России
Фото: РБК, "Бизнес-вектор"

Рынок металлических отходов на сегодняшний день оценивается в 3 триллиона рублей. В сфере сбора и переработки металлолома занято порядка 10 тысяч организаций. Лидером по количеству отходов среди металлов является сталь. Далее идут алюминий, хром и медь. На остальные металлы в общей сложности приходится менее 3% в общем объёме.

Прибыль высокая, расходы тоже

Так сложилось, что цену на рынке чёрного металла диктует покупатель, а не продавец. По словам переработчиков, свои условия навязать можно только в тех регионах, где есть несколько металлургических предприятий, находящихся рядом друг с другом.

Цену на рынке чёрного металла диктует покупатель, а не продавецЦену на рынке чёрного металла диктует покупатель, а не продавец
Цену на рынке чёрного металла диктует покупатель, а не продавец
Фото: РБК, "Бизнес-вектор"

Переработчик металла компания «Интерметтрейд» реализует чермет марки 3А по цене 27 тыс. руб. за тонну. При этом 24 тыс. руб. — это стоимость сырья, которое приобретают у компаний или населения. В числе расходов также транспортировка металла, зарплаты рабочих, налоги и т. д. Итого с одной тонны получается прибыль порядка одной тысячи рублей.

Прибыль от переработки металла снижается за счёт высоких расходовПрибыль от переработки металла снижается за счёт высоких расходов
Прибыль от переработки металла снижается за счёт высоких расходов
Фото: РБК, "Бизнес-вектор"

За последний год оборот предприятия составил 3 млрд рублей при показанной прибыли в 41 млн рублей. В позапрошлом году было в 2,5 раза больше. Такие изменения связаны с тем, что переработка металла сильно зависит от загрузки металлургических комбинатов. Когда начались проблемы с внешними рынками — доходы предприятий снизились, и они уменьшили закупки лома. Рынок потребления вторсырья со стороны предприятий металлургической отрасли в прошлом году снизился примерно на четверть.

А вот компания «ЭлКат», выпускающая медную катанку, за год продала продукции на 24 млрд рублей. Но большая часть этих средств идёт на приобретение катодов. Плюс в этой отрасли довольно дорогое сырьё. Тем не менее, прибыль компании по итогам года составила порядка 500 млн рублей, но львиная доля этой суммы — результат подорожания меди за год. Также в структуре доходов — прибыль непосредственно от продажи готовой продукции и плата за переработку от кабельных заводов.

Заниматься переработкой меди сложнее, но выгоднееЗаниматься переработкой меди сложнее, но выгоднее
Заниматься переработкой меди сложнее, но выгоднее
Фото: РБК, "Бизнес-вектор"

Самые же ценные металлы содержатся в так называемом «электронном ломе», которое получают из IT-оборудования, а именно — из плат. Специализирующиеся на такой деятельности компании извлекают платы из оборудования и продают заводам, которые перерабатывают драгоценные металлы и дают им вторую жизнь.

По словам члена совета директоров ГК «Акрон Холдинг» Александра Кобенко, даже самые простые платы, в которых минимальное содержание драгметаллов, могут стоить до 80 тысяч рублей за тонну. При этом работа с электрооборудованием проводится вручную, и это весьма трудоёмкий процесс.

Из старой техники можно добыть драгоценные металлыИз старой техники можно добыть драгоценные металлы
Из старой техники можно добыть драгоценные металлы
Фото: РБК, "Бизнес-вектор"

Считается, что из тонны старых нерабочих ноутбуков можно получить до 6 кг золота, порядка 10 кг серебра и 2,5 кг палладия. А что касается простых металлов, то из такого же объёма негодных ноутбуков реально извлечь около 90 кг чёрного лома и до 130 кг цветного.

В Волгоградской области существует более 90 пунктов приёма металлов на переработку. Из крупных организаций этим направлением занимаются «Волгоградская сырьевая компания», «СтальГрад», «Сарепта-Мет-Пром», «ВМС Рециклинг», «Рэдмэджик» и т. д. Помимо чёрных и цветных металлов компании принимают также изделия на вес, из которых впоследствии извлекается металл (автомобильные аккумуляторы, двигатели, трансформаторы и т. п.).

Утилизация — большая проблема

Важная проблема металлургической отрасли — утилизация. Более половины всех металлических отходов накапливается у населения, которое, в отличие от большинства компаний, не обязаны заниматься утилизацией. Свою негативную роль здесь играют и налог на сдачу лома, если сумма превышает 250 тысяч рублей. Участники рынка ратуют за отмену НДФЛ на сдачу металла на переработку. А в ТПП РФ предлагают вернуться к ранее действовавшей программе утилизации автомобилей.

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев
Видео: РБК, "Бизнес-вектор"
— Мы предлагаем увеличить сумму за сданный на переработку автомобиль до 150-250 тысяч рублей вместо прежних 50 тысяч рублей, — рассказывает вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев. — Для электромобилей эта сумма должна доходить до 350 тысяч. А ещё нужно, чтобы утилизационный сбор направлялся конкретно на развитие инфраструктуры по переработке вторичных отходов.

Рынок вторичной переработки металла сегодня ощутимо зависит от других отраслей и от количества проданной продукции. Из изделий, которые сдаются на металлолом, чаще всего ломаются техника и автомобили. В общей сложности на них приходится около 170 млн тонн лома. И чем больше его будут сдавать, тем меньше понадобится добывать руды, что в конечном счёте поможет сэкономить столь нужные, но отнюдь не бесконечные ресурсы.