Ряд крупных производителей газированных напитков и соков сообщили о вынужденном подорожании своей продукции. Это не происходит одномоментно — частично цены поднялись в конце июля, на какие-то бренды они вырастут по ходу текущего месяца. Но главное — никто из больших игроков рынка не отрицает этот рост.
В среднем цена соков и газированных напитков вырастет (или уже это сделала) на 10-15%. «НовостиВолгограда.ру» прошлись по магазинам и присмотрелись к сегодняшним ценам на соки и газировку. Надо сказать, что каких-то заметных глазу изменений в стоимости мы не увидели. Упаковки соков популярных брендов («Добрый», «Любимый», «Сады Придонья», J7 и т. п. продаются от 80 до 100 рублей за литр. Двухлитровые — по 160-170 рублей, хотя в магазинах низких цен можно найти и за 130 рублей.
С газировками, в том числе с квасом, примерно та же история — явных отличий в цене мы не заметили. 1,5-литровая бутылка «Черноголовки» обойдётся примерно в 100 рублей, но вполне реально найти со скидкой и 2-литровый вариант за эти деньги. Аналогичного объёма квас стоит от 80 рублей (по акции) до 100 рублей. Примерно по таким же ценам он продавался и прошлым летом. Да, по отдельным позициям мы наблюдали не очень адекватные цены, но это, скорее, исключение в общей массе. Более того, такие случаи вполне могут быть связаны с некрасивым поведением конкретной торговой сети, которая установила дикую наценку на товар.
Эксперты в сфере торговли сходятся во мнении, что предпосылки для роста цен на сладкие напитки имеются. Но какой-то одной конкретной причины подорожания газировки и соков нет. К такой ситуации привёл целый комплекс факторов, сложившихся воедино этим летом.
В компании «Сады Придонья» рассказали, что за 2022–2023 годы кардинально изменились традиционно устоявшиеся рынки сырья, материалов и упаковки, существенно усложнилась и стала дороже транспортная логистика и условия поставок. Как следствие, произошло заметное повышение цен на сырьё, вспомогательные и упаковочные материалы. Техническое обслуживание импортного производственного оборудования, приобретение запасных частей, повышение цен на энергоносители — все эти факторы оказали значительное влияние на себестоимость выпускаемой продукции. Плюс сказывается резкий рост курса валют с июня 2023.
— Среднее по компании увеличение цен составило 7-10%, причём, на отдельные виды продукции сохранились действующие цены, — отметили в «Садах Придонья». Эта мера направлена исключительно на обеспечение стабильной работы компании, в том числе для безусловного исполнения всех принятых на себя обязательств, связанных с производством и реализацией продукции, а также гарантированным удержанием качественных параметров.
Одной из причин роста цен стало падение курса рубля. Летом его позиции сильно пошатнулись, что традиционно сказывается на логистике и производственных процессах. На фоне ежедневно укрепляющихся иностранных валют растёт и себестоимость выпуска напитков и соков. Особенно заметен этот фактор в случае с соками из импортных фруктов.
Помимо удорожания сырья, производители столкнулись с поднявшимися ценами на оборудование и его обслуживание, а также транспортные услуги. Влияние последнего фактора где-то удалось снизить за счёт грамотного перестроения логистических цепочек, но в целом затраты на это направление у компаний выросли.
— Падающий курс рубля и введение акциза на сахаросодержащие напитки приводит к росту цен на импортные ингредиенты, — отмечает Дмитрий Перетятько, сооснователь и технический директор бренда Rawish, выпускающего натуральные комбучи («чайного гриба»), газировки и тоников. — Цена на напитки уже увеличилась на 15% из-за введения акциза. Дальнейшего подорожания, скорее всего, не избежать. По нашим расчётам, цена поднимется в общем ключе на 30%. Сложно что-то с этим сделать, потому что много импортных компонентов, например, соков и натуральных экстрактов. В первую очередь, повышать будут крупные игроки и заводы. Небольшие производства, как мы, могут использовать локальные фермерские бренды, их продукции будет хватать. Но заказчикам огромных партий локальных производств недостаточно, им нужен импорт.
А самым очевидным фактором повышения цен стало введение акциза на сахар, которое вступило в силу с 1 июля этого года. Новые сборы напрямую затрагивают производителей сахаросодержащих напитков. Размер акциза — 7 рублей на каждый литр продукции. Как минимум на эту сумму уже можно смело увеличивать себестоимость и конечную цену для покупателей. В общей сложности за счёт акциза госбюджет будет получать, по предварительным оценкам, порядка 35 млрд рублей в год. Но в конечном счёте эта финансовая допнагрузка ляжет на плечи потребителя.
В законе об акцизе на сахар есть и исключения. В частности, он не распространяется на кафе и рестораны, которые делают собственные напитки, а также на алкоголь с содержанием спирта выше 1,2%. Напитки на основе соков, нектары, сиропы и т. д. тоже под этот закон не подпадают. А вот производителям лимонадов и подобных сладких газировок не позавидуешь.
В ближайшие месяцы любителям «Колы», «Дюшеса», «Байкала» и других популярных газировок придётся подстраиваться под новые реалии и либо платить больше за привычные напитки, либо искать более дешёвые альтернативы, но с риском ухудшения качества. Есть и третий вариант — сократить потребление лимонадов в принципе. Тут уж каждому придётся принимать собственное решение.