Posted 30 января 2023,, 15:20

Published 30 января 2023,, 15:20

Modified 3 февраля 2023,, 00:01

Updated 3 февраля 2023,, 00:01

Внедрите это немедленно: когда на улицы Волгограда придет дизайн-код

Внедрите это немедленно: когда на улицы Волгограда придет дизайн-код

30 января 2023, 15:20
Фото: freepik.com
В среде архитекторов давно ведутся разговоры о необходимости регламентировать внешний вид улиц и разработке соответствующих правил. При этом сами горожане не понимают, зачем это нужно, и сопротивляются инициативам урбанистов. Разбираемся, что такое дизайн-код и почему Волгоград в нем нуждается.

Дизайн-код: следствие и причина развития города

В среде архитекторов и урбанистов дизайн-код — это набор правил, требований и рекомендаций, регламентирующий внешний вид фасадов зданий или стилистическое оформление целой улицы: от дизайна фонарей, до указателей. Это позволяет привнести единообразие в облик города, создать комфортную и эстетически привлекательную городскую среду.

Впервые данным вопросом всерьез занялись в Москве. В далеком 2013 году дизайн-код был разработан для 11 исторических улиц в центре столицы. Эксперимент оказался удачным, и практику распространили на весь город: Москва сбросила с себя тонны пестрой рекламы и наконец стала соответствовать статусу развитой столицы огромной страны. Вслед за Москвой потянулись и другие российские города, такие как Нижний Новгород, Челябинск, Воронеж, Калининград, Иваново, Саратов, Краснодар и еще десятки населенных пунктов.

— Дизайн-код — это одно из свойств цивилизованного, развитого города, который уже дорос до того, чтобы громко заявить, что коммерческая составляющая ему менее важна, чем архитектурное наследие и качество городской среды. Потому что, когда мы находимся в среде, перегруженной графической информацией — рекламой, вывесками, растяжками, — у нас существенно ухудшается восприятие города, — рассказал Дмитрий Селивохин, главный архитектор Центра компетенций по вопросам городской среды Волгограда «ВЯЗ».

При правильном подходе дизайн-код позволяет подчеркнуть идентичность города, создать его узнаваемый бренд. Как следствие, город становится привлекательнее, комфортная среда позволяет сдержать потоки уезжающих, выманить местных жителей на улицы, благодаря чему увеличивается прибыль бизнеса. Все это непременно сказывается на наполняемости бюджета, на развитии потенциала города, на привлекательности его для инвесторов и крупных предпринимателей.

Например, принятие дизайн-кода в Саратове привело к увеличению арендных ставок из-за повышения привлекательности фасадов зданий. Благодаря этому увеличились налоговые поступления в городской бюджет.

Такой подход в рамках единой стратегии непременно сказывается и на потоке платежеспособных гостей. В городе начинается развиваться туризм, что подпитывает и насыщает его экономику.

 Один из ярких примеров успешного внедрения дизайн-кода в России — это исторический центр Рыбинска, который теперь знаменит на всю страну своими стилизованными историческими вывесками. Причем уникальность Рыбинска в том, что им удалось убедить следовать дизайн-коду даже крупные бренды, которые, как правило, не отступают от своих корпоративных традиций, — отметил Александр Шуткин, руководитель проектного бюро T.M.

Дизайн-код Рыбинска не имеет аналогов в России. С 2018 года здесь реализуется проект по воссозданию исторической среды XIX века. Городские власти буквально заставили бизнес заменить вывески и рекламные конструкции на аутентичные, сделанные по подобию дореволюционных и с использованием тех же материалов.

В конечном итоге о некогда малоизвестном волжском городе заговорили по всей России. Проект по регламентации внешнего вида улиц Рыбинска запустил целый механизм по его стремительному развитию.

При этом стоит заметить, что дизайн-код — это история не только про эстетику. Многие эксперты указывают на корреляцию между визуальным порядком и безопасностью города. Это достигается за счет внедрения правил благоустройства улиц, включая зонирование территории разным мощением, позволяющим регулировать пешеходные потоки и снижать скорость движения автомобилей на определенных участках.

Дизайн-код прописывает правила размещение дорожных знаков, велодорожек, стандарты освещения улицы и строительства пешеходных переходов — все это делает городскую среду более безопасной как для большинства жителей города, так и для наименее защищенных слоев общества: пожилых людей и детей.

В этом отношении дизайн-код уже показал свою эффективность в ряде европейских стран. Количество ДТП с участием велосипедистов и пешеходов за последние годы значительно снизилось в Германии, Нидерландах, Финляндии и других странах.

Кроме того, дизайн-код значительно упрощает навигацию в городе, так как при комплексном подходе затрагивает вопросы графического оформления указателей, уличных табличек, схемы движения транспорта. Благодаря таким, казалось бы, незначительным вещам город становится более удобным и дружественным к гостям и жителям.

Кто платит за эстетику, и почему сопротивляется бизнес

Дизайн-код выгоден всем — в этом уверены архитекторы. Комфортная и привлекательная городская среда позволяет выманить на улицу людей, за счет чего увеличивается трафик посетителей расположенных рядом заведений. При этом маленькие заведения конкурируют на равных с большими за счет общих для всех правил внешнего оформления вывесок — затеряться среди хаоса не получится.

— Красивая среда привлекает пользователей, т. е. генерирует пешеходный поток и повышает посещаемость общественных мест, а значит увеличивает выручку владельцев коммерческой инфраструктуры, генерируя доходы и налоговые отчисления в бюджет города. Повышение привлекательности территории позволяет увеличить прибыль с продажи объектов недвижимости в районе, где внедрен регламент, — покупатели выбирают эстетически привлекательное место для жизни, поэтому внедрение дизайн-кода выгодно всем: и городу, и жителям, и девелоперам, — отмечает Елена Трубина, эксперт архитектурного бюро Atlas.

Тем не менее, в среде предпринимателей часто нет понимания необходимости урегулирования внешнего вида фасадов. Бизнес видит перед собой лишь очередное навязывание правил, сопровождающихся материальными издержками. Все-таки замена рекламных конструкций и вывесок — тема весьма чувствительная для небольшой организации со скромным бюджетом.

При этом несоблюдение дизайн-кода приводит к штрафам, что увеличивает финансовую нагрузку на предпринимателей. В конечном итоге вывеску могут демонтировать в случае, если нарушение не устраняется на протяжении определенного времени. Причем расходы за демонтажные работы также лягут на владельца.

— В Москве за соблюдением дизайн-кода следит Объединенная административно-техническая инспекция. Они сначала выносят предупреждение владельцу бизнеса, чья вывеска не соответствует нормам. Если изменений не следует, то накладывают штраф, а затем демонтируют вывеску, — поделилась Светлана Прусакова, графический дизайнер, преподаватель факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия»

И это, пожалуй, одно из главных препятствий на пути к дизайн-коду. В России в настоящее время нет устоявшейся финансовой модели реализации такого рода проектов. По общероссийской практике все финансовые издержки сбрасывают на владельцев бизнеса, что и вызывает непринятие и сопротивление со стороны предпринимателей.

Конечно, есть и альтернативные решения, помогающие смягчить негативные последствия от введения правил. Так, в Рыбинске замену вывесок и рекламных конструкций на первых нескольких улицах осуществили за счет бизнеса, затем дизайн-код внедряли уже с привлечением субсидий из городского бюджета.

В этом же заключается и сложность для городских властей. Помимо всего перечня формальных бюрократических мероприятий, необходимо провести информационную компанию: встречаться с бизнесом и людьми, объяснять необходимость введения дизайн-кода, прорабатывать вопросы, связанные с облегчением финансовой нагрузки на предпринимателей. Однако результат, как правило, стоит усилий, ведь в итоге жители получат преображенный город, наглядно демонстрирующий свое устремление в будущее, а городские власти — наполненный бюджет и статус «хозяйственных» управленцев.

А что с Волгоградом?

В Волгограде разговоры о необходимости введения единого дизайн-кода ведутся уже давно. Однако дальше обсуждений дело ранее не двигалось. Между тем Волгоград — город с архитектурной точки зрения уникальный. В его исторической части соблюдается принцип ансамблевости, заметно архитектурное единообразие. При этом даже центральные улицы исторической части города заметно перегружены визуальным шумом.

Мы все время говорим про логотип, символику, бренд, придумываем какую-то социальную рекламу, чтобы сформировать образ Волгограда. А дизайн-код делает это в обычной среде, он служит пространственным брендом города, показывает его ценности, — рассказал Дмитрий Селивохин, главный архитектор Центра компетенций по вопросам городской среды Волгограда «ВЯЗ».

Уже второй год «ВЯЗ» ведет разработку дизайн-кода для Волгограда, причем не только исторической его части. Вероятно, уже в 2023 году общественности представят первые серьезные наработки. Дмитрий Селивохин признается, что задачи перед архитекторами стояли весьма непростые, так как при разработке концепции необходимо было не только продемонстрировать современность и устремление города в будущее, но и учесть уже сложившийся героический образ.

—  В Волгограде есть свои нюансы при разработке дизайн-кода. Город ассоциируется в первую очередь с войной, с героическим прошлым. При этом Волгоград — город современный. В итоге мы должны найти такой графический паттерн, который бы апеллировал и к прошлому, причем не только советскому, и к будущему. А это очень сложно, ведь как только ты разрабатываешь логотип без Родины матери, то сразу нарываешься на критику, — поделился Дмитрий Селивохин, главный архитектор Центра компетенций по вопросам городской среды Волгограда «ВЯЗ».

Не менее важно создать такой дизайн-код, который бы раскрывал самобытность Волгограда. Задача архитекторов — уйти от стандартизации, сделать «не как у всех», а выработать уникальный, характерный лишь для нашего города стиль.

У нас в России есть национальный городской ландшафт, то есть специфическая российская архитектура. В последнее время она сильно размывается, потому что очень часто мы идем по пути заимствования каких-то европейских приемов, в результате чего у нас появляется очередной условный парк Горького, некая молодежная архитектура, при первом взгляде на которую даже и не поймешь, где ты находишься — Волгоград, Москва или пригород Берлина. И вот задача дизайн-кода не только избавиться от визуального шума, но и подчеркнуть наш российский городской ландшафт, по сути, лучшее, что у нас есть, — объяснил Дмитрий Селивохин, главный архитектор Центра компетенций по вопросам городской среды Волгограда «ВЯЗ».

Проекту дизайн-кода предстоит пройти немалый путь, прежде чем мы увидим реализацию задуманного на практике. Впереди общественные обсуждения, встречи с городскими властями и бизнес сообществом, множественные корректировки и правки, серьезная бюрократическая работа. Затем понадобится время непосредственно на воплощение в жизнь требований регламента. Так что говорить о конкретных сроках пока рано.

Насколько городские власти созрели для столь масштабной и трудоемкой работы пока сказать трудно. В настоящее время инициатива исходит с одной стороны — в первую очередь от самих архитекторов, урбанистов и активной молодежи города. В мэрии же выражают готовность рассмотреть поступающие предложения.

—  Администрация Волгограда с вниманием относится ко всем инициативам молодежи, обсуждая с ее представителями самые различные направления развития Волгограда. В том случае если творческая молодежь города предложит свое видение дизайн-кода для Волгограда, вопрос обязательно рассмотрят профильные эксперты, при необходимости он будет вынесен и на более широкое обсуждение, — прокомментировали в мэрии Волгограда.

В любом случае, вопрос о введении правил, касающихся внешнего облика города, очевидно уже назрел. Мы видим стремление Волгограда соответствовать представлениям о современном, быстроразвивающимся мегаполисе. Тем не менее без упорядочивания рекламы, без выработки внятного архитектурного облика Волгограда картина вряд ли будет полной. В конце концов, дизайн-код это и следствие, и причина развития города.

"