Posted 29 октября 2022,, 06:13

Published 29 октября 2022,, 06:13

Modified 29 октября 2022,, 06:15

Updated 29 октября 2022,, 06:15

Ветер перемен: что будет с волгоградским бюджетом в 2023 году

29 октября 2022, 06:13
Экономическая ситуация в последнее время подкидывает непростые задачи. Сначала свою негативную роль играла пандемия, теперь — санкции на фоне спецоперации на Украине. Как в этих условиях планируется волгоградский бюджет и что в нём меняется?

Военные действия на территории Украины и Донбасса продолжают оказывать серьёзное влияние на мировую, российскую и в том числе региональную экономику, которая не может существовать в отрыве от происходящих процессов. Из-за антироссийских санкций и ухода ряда компаний с нашего рынка реализация многих проектов оказалась если не под угрозой, то в сложном положении. Где-то возросла стоимость, где-то сдвинулись сроки из-за проблем с поставками. Бизнес работает с повышенной нагрузкой и в условиях новых рисков. Выросли расходы и в связи с частичной мобилизацией. Как же приходится корректировать городской и областной бюджеты, чтобы не допустить явного проседания какой-либо сферы и стагнации экономики в целом?

В городе думают о семьях, ЖКХ и дорогах

На этой неделе на заседании гордумы был скорректирован бюджет Волгограда на текущий год. Изначально он составлял 23,5 млрд рублей, затем в мае его увеличили до 25,9 млрд рублей, а теперь накинули ещё 4 млрд — до 30 млрд рублей. Нынешние корректировки удалось сделать благодаря поступлениям из бюджетов более высокого уровня — регионального и федерального. Все дополнительные средства имеют целевое назначение.

В департаменте финансов гордумы Волгограда рассказали, на что именно будут потрачены эти деньги. Это обеспечение образовательного процесса, меры соцподдержки детей-сирот и оставшимся без попечения родителей, а также на «вечные» направления: ЖКХ, дорожный ремонт и переселение из аварийного и ветхого жилья.

Кстати, именно на программу переселения из аварийного жилого фонда предусмотрена самая большая сумма из этих 4 млрд, добавленных сверху. На её реализацию выделено более 1,2 млрд рублей.

 

— Из аварийного жилья уже переселена половина из числа граждан данной категории нуждающихся, — объясняет председатель комитета Волгоградской городской Думы по социальной политике Иосиф Ефремов. — В частности, выкуплено 325 жилых помещений у собственников общей площадью 11373.76 кв. м за 415.64 млн. руб. А на приобретение квартир 2296 квартир предусмотрено свыше 5,3 млрд. рублей, соответствующие контракты уже заключены. В том числе 1134 квартиры уже приобретены.

На дорожные мероприятия заложено 461 млн рублей, плюс ещё 160 млн руб. пойдёт в муниципальный дорожный фонд. Кроме того, 111 млн руб. планируется потратить на восстановление и приведение в порядок военных памятников в преддверии 80-летия Сталинградской битвы.

Не обошлось в нынешнем городском бюджете и без перераспределения бюджетных средств. Наибольшее сокращение (на 51,8 млн руб.) ждало категорию «общегосударственные расходы». А в максимальном плюсе оказалось ЖКХ — на эту сферу добавили 21,9 млн руб. Добавим также, что в рамках софинансирования расходов дополнительные средства выделены на благоустройство и реализацию программы «Формирование современной городской среды».

«Заморозок» не будет

Накануне был представлен проект регионального бюджета на 2023–2025 годы. Глава областного комитета финансов Александр Дорждеев подчеркнул, что при формировании бюджета акцент был сделан на два направления: выполнение социальных обязательств перед населением региона, а также реализация национальных и приоритетных проектов развития в Волгоградской области.

Губернатор Андрей Бочаров неоднократно подчёркивал, что все ключевые проекты не будут замораживаться и выразил уверенность, что их финансирование останется стабильным. Это не только масштабные стройки вроде обхода Волгограда и Третьей очереди мостового перехода через Волгу, но и многочисленные объекты в сфере образования, здравоохранения и не только.

— В 2023 году на региональные проекты будет выделено 33 млрд рублей. На эти средства планируется строительство и реконструкция 127 различных объектов, — рассказали в администрации Волгоградской области. — Среди них 20 объектов в сфере здравоохранения (в том числе онкологического профиля и первичного звена), 6 школ в общей сложности на 6248 мест в Волгограде и Волжском, спортивные объекты, реконструкция планетария, НЭТа, ЦУМа.

На дорожный фонд в следующем году в областном бюджете предварительно заложили 21,2 млрд рублей, включая уже упомянутое возведение Третьего пускового комплекса через Волгу в Среднеахтубинском районе. А вот обход Волгограда финансируется из федерального бюджета. Ещё 3,2 млрд рублей будет направлено на создание объектов инфраструктуры под будущие инвестиционные проекты.

На благоустройство общественных пространств выделено 1,4 млрд рублей. В будущем году запланированы мероприятия на 98 территориях в 23 городах и населённых пунктах. Часть средств заложена на ремонты школ и домов культуры, экологические программы, модернизацию уличного освещения, индексацию зарплат работникам бюджетных учреждений.

Где брать деньги?

В сложившихся непростых с экономической и социальной точек зрения условиях неизбежно приходится сталкиваться с вопросом привлечения дополнительного финансирования. По каким-то позициям (например, по нацпроектам) будет помощь из госбюджета. Но по ряду направлений крутиться придётся самим. В этом случае не обойтись без столь любимого волгоградскими чиновниками процесса оптимизации. Так, профессор Игорь Бельских считает, что начать им нужно как раз с себя.

— Очевидно, что назрела ситуация глобального сокращения ненужных бюджетных подразделений и структур областной и городских администраций, — подчёркивает доктор экономических наук, профессор волгоградского филиала РЭУ им. Плеханова Игорь Бельских. — Также нужно сократить сервисные функции для чиновников: количество персональных машин, численность секретариата и количество ненужных охранников в администрациях всех уровней.

Также, по мнению эксперта, необходимо усилить поддержку малообеспеченных слоёв населения за счёт введения дополнительных сборов с госпредприятий, увеличения местных ставок налога на имущество и т. д. «Город нуждается в усилении поддержки малого и среднего бизнесов, создании новых рабочих мест и программ по включению беженцев в экономику региона», — считает профессор Бельских.

Отдельная тема — военные расходы регионального уровня. В этой категории сегмент, не покрываемый федеральным бюджетом, не столь велик, но принятые в Волгоградской области меры поддержки мобилизованных и их семей требуют немалых вложений. Это прежде всего выплаты мобилизованным в размере 100 тысяч рублей, которые пока получили только порядка 50% призванных военнослужащих из резерва. Плюс дополнительные средства потребуются для обеспечения льгот семьям мобилизованных.

Напомним, что на областном уровне действует также Фонд поддержки военнослужащих и добровольцев, участвующих в спецоперации. На сегодняшний день там уже более 445 млн рублей, которые пойдут на приобретение снаряжения, медикаментов, оборудования и других важных в зоне СВО предметов. Но формируется этот фонд из внебюджетных средств за счёт пожертвований, поэтому в данном материале его логично упомянуть, но вынести за скобки.

Есть непредвиденный рост расходов и по региональным приоритетным проектам. Далеко за примером ходить не нужно — в Волгограде сейчас заканчивается капитальный ремонт поликлиники № 28 в Дзержинском районе, который должен был завершиться ещё этим летом. Здесь тоже не обошлось без отголосков санкций — из-за задержки с поставками стройматериалов и их удорожания пришлось корректировать смету и сдвигать на полгода график работ. Таких форс-мажоров может быть много, и под них важно закладывать определённые резервы.

Как видим, ощущение неопределённости, конечно, витает над распределением бюджетных средств — от этого сейчас никуда не деться. Но в целом всё же стоит отметить, что финансирование всех крупных проектов в Волгоградской области не останавливалось, несмотря на происходящие события. Есть сдержанный оптимизм в этом смысле и на ближайшее будущее. И хочется верить, что средства на традиционные цели и задачи (социальные нужды, ЖКХ, дороги, благоустройство и т. д.) не придётся скрести по сусекам.

"