Posted 22 октября 2022,, 06:38

Published 22 октября 2022,, 06:38

Modified 7 апреля 2023,, 12:28

Updated 7 апреля 2023,, 12:28

Дефицит или спекуляция: как продовольственный рынок реагирует на санкции

Дефицит или спекуляция: как продовольственный рынок реагирует на санкции

22 октября 2022, 06:38
Фото: novostivolgograda.ru
Более полугода волгоградцы вместе со всей страной живут в условиях санкционного давления. На продуктовой отрасли ситуация отразилась по-разному. Что-то удалось без проблем заместить, от чего-то пришлось отказаться, а где-то получилось найти компромиссы, но с приличной разницей в цене.

«НовостиВолгограда.ру» регулярно проводит мониторинг цен на продукты первой необходимости и анализирует состояние этого сегмента рынка, отслеживая его в динамике. Недавно мы сравнили текущие цены с весенними и были удивлены. Помимо подешевевших в 2-4 раза овощей, цены снизились и на многие другие продукты: сахар, яйца, рыбу, мясо.

В основном это несущественное снижение, но тем не менее. В октябре из списка, включающего 20 позиций, рост цены мы зафиксировали только по двум: молоко жирностью 3,2% и сливочное масло.

Праздник от нас уходит

В июне российский рынок решила полностью покинуть компания Coca-Cola HBC. Речь шла не только о поставках в нашу страну, но и о прекращении производства напитков на территории России. И тут вдруг выяснилось, что в этот холдинг входят не только привычные газировки Fanta, Sprite, Schweppes и др., но и минералка BonAqua, а также соки Rich, Pulpy и даже «Моя семья» и «Добрый».

Впрочем, большой проблемой для волгоградских потребителей это не стало. Во-первых, окончательно эти бренды с полок магазинов не пропали — определённые запасы ещё остались, и в некоторых местах ещё можно найти эти напитки (правда, по «кусачим» ценам). Во-вторых, отечественным производителям удаётся в целом замещать эту продукцию. С минералкой проблем вообще нет, с соками — только если говорить об экзотических вкусах, где есть определённые проблемы с сырьём, но и они не критичны. Тем более что в Волгоградской области есть свой крупный производитель соков, успешно отправляющий продукцию во многие регионы России. Полноценно заменить Coca Cola и компанию в сегменте газированных напитков пока не получилось, но свои аналоги у нас существовали и ранее, и остаются сейчас, так что эта ниша в перспективе тоже наверняка будет успешно занята.

Сухой закон не грозит

Рынок алкоголя тоже оказался в непростом положении. Свернуть деятельность в России весной решили многие зарубежные производители крепких напитков. Некоторые из них поставляли нам сразу несколько популярных марок алкоголя. Например, британская компания Diageo выпускает виски Johnnie Walker и White Horse, ром Captain Morgan, ликёр Baileys, пиво Guinness и даже водку Smirnoff. Или американский концерн Brown-Forman, известный по виски Jack Daniels и водке Finlandia. К «бойкотирующим» присоединились чешские, голландские и немецкие пивоварни.

Разумеется, есть и исключения. Например, французскую водку Grey Goose, чешский и немецкий ликёры Becherovka, Yagermeister и другие алкогольные напитки по-прежнему легко найти в магазинах. Цены на них подросли, но до небес не взлетели. Но в основном именно в сегменте крепких напитков образовались пробелы, причём в таких напитках, как виски, ром, текила, джин (по ним доля импорта у нас превышала 90%). С водкой, коньяком и настойками в России всё хорошо, сырья и производителей хватает.

Как отмечает гендиректор компании Виконн Наталья Проказова, альтернатив импортному крепкому алкоголю пока не видно. Скорее всего, он будет ввозиться параллельным импортом. Чтобы контролировать подлинность и качество продукции, выдвигаются идеи монополизировать ввоз такой продукции государством. То есть государство будет ввозить и контролировать продукцию. «На мой взгляд, монополия вредна для бизнеса, но в данном случае стоит вопрос качества и, возможно, это один из немногих разумных вариантов урегулировать ввоз такой продукции», — подчёркивает эксперт.

Что касается вина и пива, то здесь всё чуть сложнее, но тоже не критично. Многие производители импортного вина всё равно поставляют продукцию на российский рынок, плюс своё виноделие у нас на хорошем счету. С пивом, по большому счёту, аналогично, пусть и с некоторыми нюансами. Немецкий хмель сейчас пытаются заменить чувашским, подтягиваются в этом смысле и некоторые другие регионы (Воронежская, Белгородская, Липецкая области, Марий Эл, Алтайский край и т. д.). Да и резких перемен в этом сегменте алкогольного рынка не произошло. В Волжском и других регионах по-прежнему работает пивоваренный завод с зарубежными владельцами, которые даже заявили о расширении ассортимента.

– Ситуация с санкциями является шансом для отечественных производителей нарастить выпуск продукции и увеличить рыночную долю, — считает Завкафедрой коммерции и торгового дела Факультета менеджмента Университета Синергия, специалист по управлению торговыми сетями Галина Чернухина. — К примеру, достаточно конкурентоспособна продукция таких российских производителей вин, как «Абрау-Дюрсо», «Крымский винный завод», «Кубань-вино», «Фанагория», и таких марок коньяка, как «Старый Кёнигсберг», «Старейшина», «Лезгинка», «Дербент», «Кизляр» и др.

В то же время эксперт призывает не забывать о проблеме зависимости российских производителей алкоголя от импортного оборудования и, в меньшей мере, от сырья. Выходить из положения в этой сфере будет гораздо сложнее. Но глобальными проблемами эта ситуация всё же пока не грозит.

Опять же — все ушедшие зарубежные бренды не сжигали мосты и не бросались громкими заявлениями о том, что покидают Россию окончательно и бесповоротно. Наоборот, у большинства из них были весьма обтекаемые формулировки, которые ясно дают понять, что дорогу назад они закрывать пока точно не хотят.

Ведущий эксперт ВЭД компании Виконн считает, что на отечественном рынке будут появляться больше аналогов как продовольственных товаров, так и алкогольных. Преимущественно из СНГ или других дружественных стран. Могут прийти новые бренды и с ними, соответственно, новые компоненты. При этом генеральный директор компании Виконн Наталья Проказова уверена, что за последние 10 лет было очень много сделано для развития винной отрасли. И если компании будут наращивать обороты, через время Россия сможет возместить хорошие вина Нового и Старого Света.

Объективность или спекуляция?

Есть ещё ряд продуктов, сильно подорожавших в этом году на фоне мировой экономической ситуации. Где-то, как, например, с чипсами, есть прямая зависимость от санкций и сворачивания деятельности иностранных производителей. В других случаях объективные причины совсем другие. В числе таких товаров — кофе и чай. Зарубежные марки этих напитков, как и раньше, представлены в магазинах и на маркетплейсах, но цена на них уже совсем другая.

Так, упаковка пакетированного чая (25 п.) популярных брендов Ahmad, Greenfield, Richard и т. п. теперь стоит по акции 90-100 рублей, а без скидок — 120-150 рублей. До февральских событий скидочная цена на них была в районе 60-70 рублей, а «обычная» — порядка 90-100 руб.

Кофе тоже поднялся в цене, но в меньшей степени. Более бюджетные марки вроде Nescafe, Jacobs, Jardin подорожали на 10-15%, а те, что поэлитнее (Bushido, Carte Noire, Egoiste) — на 20-30%. Но в случае с чаем и кофе аналитики в большей степени связывают удорожание с проблемами в логистике. Основные экспортёры кофе в Россию — Бразилия, Колумбия, Вьетнам, они не присоединялись к санкциям. То же самое и с чаем, который везут преимущественно из Кении, Шри-Ланки, Индии, Китая. Выросла стоимость перевозок — подскочили цены.

Резко изменились цены по весне и на майонезы с соусами. Вместо 50-60 рублей за классическую упаковку весом порядка 400 г на ценниках теперь красуются 90-120 рублей в зависимости от степени жадности торговых сетей. Объективные причины подорожания майонеза и соусов есть, но не в таких масштабах. В основном производители жалуются на рост цен на подсолнечное масло (один из ключевых ингредиентов). Для ретейлеров отпускную цену на него ограничили 95 рублями за литр, а переработчикам приходится платить 130-135 руб/л.

Куда сложнее ситуация с кондитерскими и мучными изделиями. Даже те из них, что полностью производятся в России, стали стоить на 50-80% дороже. Раскошеливаться приходится на печенье, пряники, конфеты, зефир, мармелад, вафли и т. п.

— За последний год значительно подорожало сырьё (мука, пальмовое масло, меланж и другие популярные ингредиенты), что вызывает рост себестоимости производимой кондитерской продукции. Если возникнет нехватка сырья (эмульгаторов для производства шоколадной массы, выпечки, начинок, красителей, некоторых растительных жиров и др.), это может повлечь сокращение ассортимента кондитерских изделий и последующее изменение рецептуры.Галина Чернухина, Завкафедрой Коммерции и торгового дела Факультета менеджмента Университета Синергия

«Сейчас рынок кондитерских изделий адаптируется к влиянию макросреды, последствиям санкций, налаживаются связи с производителями «дружественных» стран, — отмечает специалист по управлению торговыми сетями Галина Чернухина. — Дефицита сырья на сегодняшний день в российской кондитерской промышленности почти нет».

Подводя итоги, отметим, что продовольственный рынок в России уже сумел частично подстроиться под новые реалии. В некоторых сегментах удалось выбрать правильный вектор развития и начать налаживать импортозамещение. В других хватило лёгких корректировок, а в третьих пока приходится довольствоваться тем, что есть, а покупателям — платить значительно больше, чем раньше. Увы, проблемы с ценами всё же острее, чем с ассортиментом.

"