Posted 8 июля 2022, 05:00

Published 8 июля 2022, 05:00

Modified 17 октября 2022, 12:12

Updated 17 октября 2022, 12:12

Это всё моё, родное: чем живёт внутренний туризм после пандемии

8 июля 2022, 05:00
В летнее время вопрос о путешествиях всегда становится особенно актуальным. С отменой коронавирусных ограничений рынок туризма снова заиграл яркими красками. В каком состоянии отрасль находится сейчас и какие у неё перспективы в ближайшем будущем?

Как меняется туристический рынок России

По итогам 2021 года россияне совершили 110 млн туристических поездок по стране. Это вполне сопоставимые показатели с допандемийным временем. Но будет ли рынок внутреннего туризма расти дальше?

На сегодняшний день объём рынка внутреннего туризма в России составляет 2,5 трлн рублей, а количество занятых в этой сфере людей достигает 2,3 млн человек. Традиционно главные направления для путешествий у российских туристов — Краснодарский край и Крым. Третье место по популярности в этом году разделили Кавказские минеральные воды и Санкт-Петербург. Вырос в последние годы и интерес к горному туризму — в частности, это касается поездок на Северный Кавказ.

— Мы первыми организовали регулярные маршруты в Дагестане с возможностью еженедельных заездов, — рассказывает гендиректор компании «МАГ ТУР» Умар Айдинов. — Со временем между Дагестаном и Карачаево-Черкессией создали большой маршрут — первый на постсоветском пространстве, объединяющий весь Северный Кавказ.

В 12-дневный тур на горы Северного Кавказа входит посещение всех республик региона. Туристов ждут и горные высоты, и глубокие древние каньоны, и живописные водопады. Правда, в туркомпании подчёркивают, что «постпандемийные» клиенты отличаются от тех, кто ездил на Кавказ до этого. Теперь заметно выросла доля привыкших путешествовать по другим странам и континентам, но из-за закрытых границ выбиравших отечественный вариант. Запросы, особенно по части сервиса, у таких туристов ощутимо выше.

— Развитие туристических кластеров должно идти синхронно, чтобы одновременно развивались и инфраструктура, и номерной фонд, и объекты культурного и исторического наследия. И в большей степени здесь нужно опираться не на государство, а на частные инвестиции.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Многие туристические компании, расположенные в конкретном регионе, имеют преимущество перед федеральными операторами, поскольку находятся непосредственно на месте отдыха. Здесь масса плюсов — начиная с улучшенной обратной связи и заканчивая планированием мероприятий с учётом текущей погоды. Такие частные фирмы очень рассчитывают, что на федеральном уровне не будут подстраивать туристический рынок под крупных игроков, а оставят всех в равных условиях.

Чем интересен туристам Волгоград

Популярность городов с уникальной историей или самобытным колоритом значительно выросла в коронавирусные времена. В поисках альтернативы зарубежному отдыху россияне к классическим вариантам вроде Москвы, Санкт-Петербурга и курортов Краснодарского края чаще стали добавлять и другие города из провинции.

Волгоград традиционно входит в топ самых посещаемых городов на майские праздники. Тут большую роль играет богатое историко-военное прошлое города в контексте Дня Победы. Также в последнее время для туристов разрабатывают специальные маршруты, предлагая экологические, гастрономические туры и другие нетривиальные виды путешествий.

По данным облтуризма, Волгоградскую область за первое полугодие 2022 года посетило более 740 тысяч туристов. А число турмаршрутов в регионе уже перевалило за сотню. Губернатор Андрей Бочаров считает эту отрасль одной из самых динамично развивающихся в области.

Новая жизнь водного туризма

Ещё одно новшество внутреннего туризма — существенный рост предложений по круизам. Если до этого они занимали лишь небольшую долю рынка, то теперь это весьма популярное направление отдыха. Правда, недешёвого — стоимость речных туров порой доходит до 100-150 тысяч рублей в неделю.

Сами компании, организующие круизные туры, объясняют их дороговизну высокими собственными затратами. Львиная доля расходов уходит на топливо. К примеру, для теплохода «Александр Грин» оно стоит 60 тысяч рублей за тонну. При среднем расходе 4 тонны в день за недельный круиз придётся заправиться почти на 1,7 млн рублей.

Вторая строчка в статье расходов — это зарплаты персонала. Это десятки сотрудников, от экипажа и механиков до поваров и официантов. Далее идёт оплата стоянки в портах, это в среднем 4-6 тысяч за час. В круизе обычно стоянки бывают по несколько часов, а останавливаться на протяжении тура приходится до 10 раз (в зависимости от протяжённости).

Ключевые проблемы в отрасли

В Торгово-промышленной палате РФ считают, что главными болевыми точками туристического рынка страны на сегодня являются: дефицит номерного фонда, проблемы с инфраструктурой, пробелы в законодательстве и «длинные деньги», т. е. долгосрочные вложения в развитие.

«При подготовке нормативно-правовой базы важно, чтобы она соответствовала ожиданиям тех, кто вкладывается в туризм, инвестирует свои средства, — отмечает президент ТПП РФ Сергей Катырин. — Это всегда идёт параллельно с тем, что вкладывает бизнес».

На развитие туризма и его инфраструктуры в федеральном бюджете заложено 724 млрд рублей — и это пока только до 2024 года. Сюда входит строительство гостиниц, механизмы поддержки предпринимателей и многое другое. Кроме того, в планах в ближайшие годы создать в отрасли более миллиона новых рабочих мест, объём рынка к 2030 году нарастить до 8 трлн рублей, а количество поездок по России — до 140 млн в год. Но столь грандиозные задачи должны не просто реализовываться системно, но и решаться поступательно. Тогда туристический рынок действительно будет меняться в лучшую сторону.