Posted 10 июня 2022, 14:08
Published 10 июня 2022, 14:08
Modified 17 октября 2022, 11:56
Updated 17 октября 2022, 11:56
Не нужно иметь медицинского образования или быть экоактивистом, чтобы понять — дорожная пыль в силу содержания небезопасных для здоровья человека веществ губительна для организма. И вопрос лишь в дозах этой вредоносности и силе вашего иммунитета, когда речь заходит о приближающихся легочных заболеваниях.
Уход зимы традиционно сопровождается грязевыми наносами на обочинах и тротуарах. Это не только земля с газонов и открытого грунта, но также остатки песчаных и солевых смесей, которые вовсе не растаяли в отличии от сошедшего снега. Вся эта «прелесть» сначала тает, затем высыхает, измельчается в пыль и поднимается в воздух.
И нельзя сказать, что проблему не замечают. Однако дальше дискуссий дело не идет. Например, на днях эту и другие дорожные проблемы обсудили на парламентском часе в Волгоградской облдуме.
— Весной поднимается взвесь, дисперсная пыль, которая отравляет дыхательные пути. Это подтверждают и медики, и экологи. Но есть же технологии жидких реагентов, которые разбрызгиваются и сразу удаляются дополнительными машинами, смываются. При этом убирается грязная талая вода, и не остается никаких химикатов. Но оказалось, что стоимость такой технологии в десять раз дороже пролива водой, — рассказал депутат облдумы Александр Осипов.
Как выяснилось, не только отдаленные райцентры, но и районы Волгограда (в том числе Центральный) не могут себе позволить пользоваться современными технологиями.
— В итоге у нас жидкими реагентами убирается только мост через Волгу. Неудивительно, что он всегда в прекрасном состоянии. Дорожное полотно не рушится, пыль не накапливается, все убирается. Не можем мы весь город убирать, но хоть центр же можем охватить?! Чтобы не позориться за улицы Мира, Советская, Чуйкова, — замечает Александр Осипов.
Грязное наследие зимы — это только часть проблемы. Общеизвестно, что пыль появляется там, где есть открытый грунт. Волгограду в этом плане еще очень далеко до образца ухоженного городского пространства.
— В Волгограде пыль — это треш! А почему? Все просто. У нас почти 365 дней в году дует ветер и, конечно, если на земле ничего не растет, то он её с лёгкостью раздувает. Добавим сюда выхлопные газы с примесями тяжёлых металлов и выбросы с заводов, которые по-прежнему есть несмотря на все экологические нормы, - поделилась мнением волгоградка Олеся Излегощина.
Проблему экоактивистка видит в малом количестве деревьев и безграмотном уходе за парками, о чем мы уже неоднократно рассказывали.
— В нашей степной полосе очень мало деревьев. По СНиПам вокруг заводов, у дорог, вокруг школ, детских садов, больниц должны быть санитарно-защитные, пылезащитные и ветрозащитные насаждения — полосы. Что мы видим сейчас? Они когда-то были, но сейчас без ухода, обновления, полива они почти утрачены, — поясняет Олеся Излегощина.
Разные виды деревьев и кустарников очень эффективно справляются с этими задачами — очистке от пыли. Например, растения с небольшим опушением на листьях или густой листвой очень хорошо задерживают пыль — она буквально оседает на листве. Они же гасят порывы ветра. Хорошими газозащитными свойствами обладают все виды кленов.
Так же с помощью деревьев формируются зелёные коридоры, которые обеспечивают прохождение и приток свежего прохладного воздуха от реки в город и буквально «проветривают» городское пространство.
К слову, на эту проблему уже обратил внимание губернатор Андрей Бочаров, который предлагает вводить как можно большее число защитных полос. Но улучшить качество жизни волгоградцы могут своими руками и в пределах отдельно взятого двора.
«Элементарно заглянем в любой двор многоквартирных домов. Мы чаще всего увидим пустырь с припаркованными на нем машинами, убогую детскую площадку и пару умирающих деревьев. Это тоже один из важных моментов — машины, которые портят газоны, создают грязь и пыль и занимают место, которое им официально не принадлежит» — замечают экоактивисты.
Пыль и мусор, выдавленные на край проезжей части, без своевременной уборки способны не только нарушить городскую эстетику, но и спровоцировать вполне конкретные проблемы. Вплоть до трагических последствий. И это не преувеличение.
Если легочные заболевания от загрязненного воздуха прогрессируют достаточно медленно и их носитель еще как-то может им противостоять, то другой неблагоприятный сценарий — это мгновение, вполне возможно трагическое. Речь о варианте, когда накрапывающий дождь превратит слои пыли на обочине в грязь, сцепление колес станет хуже и не ожидающий подвоха автомобилист рискует потерять управление транспортным средством. Здесь есть риск как выскочить на тротуар, так и сманеврировать в лобовую на встречную полосу.
Чтобы свести риски обоих описанных выше сценариев к минимуму, проезжую часть необходимо очищать поливомоечными машинами. При этом не должно допускаться вымывание грязи и мусора на тротуары и газоны, а также остановки общественного транспорта и парковки.
Поливка в отличие от ночной мойки не столько чистит, сколько охлаждает дорожное покрытие в жару при температуре свыше 25 градусов, то есть в середине дня. Живительные капли достаются и придорожному газону. Главный принцип — вся выпущенная влага стекает не в ливневку, а увлажняет дорожное покрытие и газоны. Первое не перегревается и служит дольше, а травка свежеет и зеленеет.
Увлажнение дорог или аэрация похожа на поливку и отличается большей высотой распылённой струи. Если не мешают троллейбусные линии, она может достигать 8-10 метров в высоту.
Частота мойки и поливки дорог четко не определяется ГОСТами, однако эти процедуры должны проводиться регулярно. В развитых городах, например Москве, первой идет колонна поливомоечной техники. Мощными струями около 20 атмосфер весь бытовой мусор, листья и грязь смываются в лотковую зону — пространство вдоль бордюра. Следом едут вакуумные подметально-уборочные машины. Мощные пылесосы аккуратно и без облаков пыли очищают лотковую зону. Напоследок техника идет по тротуарам и промывает околодорожное пространство.
Видели ли вы такую схему в Волгограде? Отрицательный ответ возможно объясняет тот факт, что в городе-герое процент аллергических заболеваний один их самых высоких среди регионов юга России.
— В состав пыли входят многие вещества. Но самые опасные — это плесневые грибы, которые могут выдуваться с открытого грунта. На споры этих плесневых грибов часто бывает аллергия — альтернария, аспергиллус. Последний вызывает аспергиллез легких. Плюс на земле постоянно оседает пыльца цветущих растений, и если это не промывать уборочной техникой, как это было в советские времена, то риниты, астма, конъюнктивиты только обостряются, – рассказала специалист «Центра аллергологии и иммунологии», кандидат медицинских наук Татьяна Садчикова. — Что же касается химикатов в воздухе, то вся эта ядохимия, например, от выхлопных газов, больше раздражает воспаленную слизистую, и тем самым граждане рискуют получить новое обострение. Поэтому мыть и купать дороги нужно ежедневно.
Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» проехали по главным продольным Волгограда в центре города и убедились, что в общем и целом уборка там ведется регулярно и таких форс-мажоров, как с неубранным по несколько недель снегом на обочинах, не возникает. Однако, если отъехать от центра, то радужная картина начинает меркнуть.
Неудивительно, что на конкретные вопросы касательно частоты и качества уборки городских магистралей в рамках всего города, а также количества единиц техники мэрия Волгограда предоставила общие и уклончивые ответы. Их смысл сводится к фразе — убираем, как можем, как умеем и насколько хватает средств.
Чтобы нас не обвинили в предвзятости, приведем цитату точного ответа городских властей на официальный запрос издания «НовостиВолгограда.ру».
– Уборка улично-дорожной сети проводится на постоянной основе в соответствии с утвержденными планами-графиками.
— При влажной уборке используются специальные моющие составы.
— Работы проводятся на средства городского бюджета.
— По вопросам уборки граждане могут обращаться в департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Заметим, что отмахнуться от официального запроса СМИ таким образом конечно, можно, однако долго скрывать проблему дефицита современных поливомоечных машин, вакуумной подметально-уборочной техники и специальных моющих составов не получится.
Результат, такой нехватки — налицо. А зачастую и на лице. Ведь волгоградцы ездят по городским дорогам и ходят по тротуарам ежедневно, а вдыхают тамошнюю пыль ежесекундно.
Остается надеяться, что со временем волгоградцы отстоят право на свое комфортное проживание в городе и вдохнут летом полной грудью.