Рынок фармакологии всегда был востребованным как для потребителей, так и для занятых в нём производителей. Но особенно резкий скачок произошёл в период пандемии. Только за 2021-й год россияне накупили в аптеках более 5,5 млрд упаковок лекарственных препаратов. А в конце февраля и начале марта этого года выручку аптекам сделал небывалый ажиотаж на фоне изменившейся геополитической ситуации.
— За последние 10 лет в России было построено 60 фармпредприятий, а более 100 иностранных компаний локализовали у нас своё производство, — рассказывает президент ТПП РФ Сергей Катырин. — По решению Правительства при закупке лекарственных средств и медицинской техники для российских больниц приоритет будет отдаваться отечественным производителям. И этот факт повысил инвестиционную привлекательность отрасли.
По подсчётам аналитиков, в прошлом году ёмкость фармрынка в России преодолела планку в 2 трлн рублей, причём вакцина от коронавируса в эти данные не входит. Порядка 40% в структуре рынка составляют госзакупки, всё остальное — это продажа лекарственных препаратов через аптечные сети. Так называемая парафармацевтика, к которой относятся косметические средства для здоровья и различные БАДы, составляют около 20% от коммерческого сегмента. Доля импортных препаратов — около трети (если считать в упаковках), а вот в пересчёте на денежные средства — более 50%.
«Наш регион вносит заметную лепту в развитие российской фармакологии, — рассказали в Волгоградском медуниверситете. — Многие учёные из Волгограда в своё время принимали активное участие в разработке таких известных препаратов, как фенибут, фенотропил, аспаркам-L, поликатан. В их числе — академик РАН, главный внештатный клинический фармаколог РФ Владимир Петров, академик РАН Александр Спасов, член-корреспондент РАН Иван Тюренков, профессор Александр Озеров и др. А сейчас волгоградские учёные проводят клинические испытания антиагрегатного препарата Ангипур. Уже подписано лицензионное соглашение для коммерциализации препарата для лечения отдалённых последствий сахарного диабета».
Кроме того, одним из ключевых направлений развития фармацевтического рынка является создание технологий синтеза новых лекарственных средств на базе химической промышленности региона. Эту задачу обозначил губернатор Андрей Бочаров на прошедшей в мае конференции по медицинской химии с международным участием «МедХим – Россия 2022». По словам главы региона, совместное развитие фармацевтической и химической отраслей в разрезе инноваций должно стать основным вектором в сфере производства лекарственных препаратов.
Интересно, что об уходе с российского рынка пока не заявила ни одна зарубежная фармацевтическая компания. Но курс на импортозамещения был взят ещё задолго до событий на Украине, а текущая ситуация стала дополнительным стимулом для этого процесса.
«Чтобы сделать дженерик, нужно полностью воспроизвести цикл его производства, как у оригинального препарата, — объясняет гендиректор компании „Вертекс“ Георгий Побелянский. — Для этого проводятся специальные клинические исследования. В этом смысле пациенты точно могут быть спокойны. Материалы же приобретаются в Индии и Китае».
Практика показывает, что аналоги с одним и тем же действующим веществом, как у оригинала, выходят для потребителей минимум на 20% дешевле патентованных препаратов.
Актуальной для отрасли остаётся проблема регистрации препаратов, а именно оплаты госпошлины за неё и расходов на внесение изменений в регистрационные удостоверения. С 2022 года часть таких затрат существенно повысилась, а оформлять всё с нуля надо даже при малейших изменениях — к примеру, если сменился поставщик сырья.
— Сейчас рвутся некоторые цепочки, и некоторые компоненты нам перестают поставлять. В результате нужно искать других производителей, а это новое звено в цепочке, и лекарство уже надо регистрировать по-новому. А каждая перерегистрация стоит 490 тысяч рублей. Поэтому нужно упрощать процедуру с точки зрения не только времени, но и стоимости этих пошлин.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Сегодня тенденция такова, что в денежном выражении фармацевтический рынок в России растёт, а вот число проданных упаковок сокращается. Такая картина складывается из-за удорожания лекарственных средств.
Наибольшей популярностью пользуются препараты по цене от 150 до 500 рублей. Доля лекарств дороже этого диапазона составляет всего 13% в общем объёме продаж. Ещё около 25% – это бюджетные препараты дешевле 50 рублей.
В среднем препараты этой весной стали дороже на 12%, за исключением тех, что входят в перечень жизненно необходимых — цены на них регулируются государством, и повышать их производителям нельзя. В ТПП РФ уже выступили с инициативой индексации стоимости некоторых лекарств, цены на которые не менялись более 8 лет. Сейчас этот вопрос решается в Минздраве.
В современном российском фармацевтическом производстве соблюдаются высокие мировые стандарты. Весь цикл производства упаковки лекарственных препаратов, как правило, проходит на одной линии. Сначала из специальной плёнки после её нагрева формируются блистеры, затем в них автоматически раскладываются таблетки, капсулы и ампулы и т. д. А после этого блистеры закрываются ещё одни слоем плёнки для дополнительной защиты. На этом же этапе в упаковки добавляется инструкция — её складывает специальная машина.
В период пандемии коронавируса отечественной фармакологии стало уделяться повышенное внимание. Ещё в марте 2020 года была запущена программа займов Фонда развития промышленности. Она была призвана помочь предприятиям, готовым производить больше продукции медицинского назначения. Займы можно было потратить на увеличение мощностей, расширение площадей и многое другое, что могло бы помочь с наращиванием производства.
– Мы активно работаем с Фондом развития промышленности, отбираем проекты через территориальные палаты, комитеты, советы. В общей сложности было поддержано уже более тысячи проектов на 250 млрд рублей.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ
Сегодня фармацевтическая отрасль в России развивается в сторону локализации производства и выпуску препаратов по технологии полного цикла. При этом российские производители занимаются не только вопросом импортозамещения зарубежных лекарств, но и стремятся создавать собственные уникальные разработки. Это конструктивный подход, который рано или поздно начнёт давать свои плоды.