Posted 29 апреля 2022,, 07:10

Published 29 апреля 2022,, 07:10

Modified 17 октября 2022,, 11:46

Updated 17 октября 2022,, 11:46

Свой в доску: каким станет рынок мебели из-за санкций

29 апреля 2022, 07:10
За последний год рынок мебели в России вырос на 40%, а общий объём выпущенной продукции деревообрабатывающей отрасли увеличился на 8%. Чем живёт эта отрасль и как на неё могут повлиять санкции?

Какие проблемы грозят мебельной отрасли?

Волгоградцы уже ощутили на себе влияние санкционной политики в контексте желания улучшить интерьер своего жилища. Цены в среднем по региону по итогам марта выросли от 10 до 30% на разные виды мебели. Есть проблемы и с новыми поставками из-за рубежа.

Однако уход с российского рынка таких гигантов, как IKEA, открывает новые перспективы для отечественных производителей. В шведской компании не скрывают, что рассчитывают вернуться в Россию после стабилизации геополитической обстановки, но сделать это будет непросто.

— Наиболее серьёзная проблема, которую нам создали незаконными санкциями недружественные страны, — это техническое обеспечение отрасли. Это касается и техники, которая работает на лесных делянках, и технологических линий в производстве ДТП, и многих других аспектов. Где-то придётся заниматься серьёзным импортозамещением, а это требует вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

В 2021 году производство продукции лесопромышленного комплекса превысило 30 млн кубометров. Такие серьёзные показатели стимулировали экспорт — лесозаготовок и продуктов деревообработки вывезли на $12 млрд. В этом смысле переживать России не за что — дефицита древесины точно не будет.

Объём производства российской мебели по итогам прошлого года достиг 310 млрд рублей. 25% приходится на мебель для дома, 20% — на мягкую, далее идут кухни (17%), офисная мебель (16%), матрасы (8%) и мебель для интерьера детской комнаты (7%).

Классический пример того, как старейшее предприятие может получить фактически вторую жизнь — «Первая мебельная фабрика» из Санкт-Петербурга. В послевоенные годы она стала одним из ведущих предприятий в своей отрасли и долгое время удерживала планку. В конце 90-х именно на ней впервые в России начали выпускать ПВХ-панели. А в 2015 году на фабрике после объединения со швейцарским заводом «Bruno Piatti» полностью обновили оборудование и существенно усовершенствовали используемые технологии. Теперь производственный процесс максимально автоматизирован — даже при сборке шкафа человек задействован по-минимуму.

— Мы выпускаем кухонную, офисную мебель, а также для отелей, больниц и т. д. Но наиболее перспективное направление — это работа с застройщиками, — рассказывает гендиректор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков. — Сегодня всё чаще крупные застройщики сдают дома уже с мебелью. Это очень удобно, потому что людям порой просто некогда делать ремонт, они хотят купить квартиру и жить в ней сразу. Мы очень рассчитываем на работу с этим сегментом рынка и планируем ориентировать на него большую часть своей продукции.

Приобретение квартиры с мебелью выгодно и для покупателей — по оценкам экспертов, стоимость мебели в таком случае окажется ниже примерно на 40%, нежели при самостоятельной покупке точно такой же. Минус тут только один — отсутствие возможности выбрать конкретную мебель и придумать дизайн интерьера самому.

Кому без импорта будет сложнее всего?

В структуре стоимости корпусной мебели около половины приходится на древесные плиты и расходные материалы (фурнитура, стёкла, пластик). Порядка 25% составляют производственные расходы и оплата труда, 19% — другие коммерческие траты. В результате с готового предмета мебели прибыль производителя составит примерно 10%.

Как правило, с древесиной и плитами у российских мебельных предприятий проблем нет. Сложнее дело обстоит с сопутствующими материалами, в первую очередь, фурнитурой, которая чаще всего поставляется из-за границы. Сейчас многое будет зависеть от того, насколько быстро и оптимально выстроятся новые логистические цепочки. В этом смысле, конечно, выгоднее тем компаниям, у которых налажен полный цикл производства с собственной пилорамой, возможностями переработки сырья и т. д.

— Мы используем в производстве большое количество импортных компонентов. Это и лакокрасочные материалы, и абразивы, и различные кромки к плитным материалам. Они не только стали дороже, некоторых видов компонентов просто не стало по причине логистических проблем. Это осложняет ценообразование, делает мебель менее конкурентоспособной.Андрей Клименко, предприниматель (производство эксклюзивной резной мебели)

В то же время, по словам Клименко, становится меньше конкурентной продукции, особенно в элитном сегменте, что повышает спрос на собственную продукцию, даже несмотря на рост цен.

«С ростом цен мы уже сталкивались — это было связано со спадом производства в Европе, — продолжает эксперт. — Наши производители полуфабрикатов ориентировались на зарубежные рынки в ущерб российским производителям мебели. Так, например, ЛДСП и МДФ резко взлетели в цене — его везли в Европу. Приостановили работу IKEA, OBI, массовый дешёвый сегмент стал скуднее, и это снижает конкурентное давление. Наше производство не массовое, общее падение спроса на нас не так влияет. А вот снижение предложений на рынке со стороны зарубежных производителей сказывается положительно».

Как поддерживают отрасль

В коронавирусный период производителей мебели поддержали изменениями в законодательстве — с 2020 года мебель для государственных нужд разрешили закупать исключительно у российских предприятий. Сегодня же на фоне новых экономических вызовов разрабатываются меры поддержки всех отраслей лесопромышленного комплекса.

— У нас уже наработан комплекс мер. В первый пакет, посвящённый различным отраслям по всем направлениям, вошло более 50 предложений. В их числе — снижение финансовой нагрузки, налоговые каникулы, кредитные каникулы и т. д. Причём по этим вопросам мы стараемся взаимодействовать с бизнесом напрямую, помогать им, можно сказать, в «ручном режиме».Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

Но важнейшей задачей остаётся импортозамещение комплектующих для мебельного оборудования. Большинство крупных предприятий выпускают мебель на европейских станках и производственных линиях. Глобально менять их сейчас необходимости нет, но с точки зрения обслуживания важно наладить в России производство комплектующих и запчастей для них.

По словам зампредседателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Олега Нумерова, в этом направлении Палата уже давно работает с отечественными предприятиями, но у них всё ещё нет уверенности в том, что российские компании машиностроительного комплекса могут производить необходимые запчасти.

Импортная мебель занимает немногим более 30% на российском рынке. И сейчас, когда такие крупные игроки, как IKEA, освобождают место, желающих занять эту нишу будет с лихвой. С учётом того что отечественная мебель по качеству вполне может составить конкуренцию зарубежной, есть большие сомнения, что в обозримом будущем импортная продукция в этой отрасли удержит свои позиции.

"