Стоимость запчастей (особенно на иномарки) начала расти практически сразу после обострения конфликта на Украине — с конца февраля. Дорожало буквально всё — от простых расходников вроде фильтров и масел до кузовных деталей и элементов внутренних узлов. Порой цены взлетали в 2-3 раза, плюс возникли перебои с поставками.
Сейчас, спустя два с половиной месяца, рынок автозапчастей отошёл от первоначального шока и постепенно приходит в себя. Выстраиваются новые логистические цепочки, в какой-то мере восстанавливаются старые. Цены уже частично откатились назад. По некоторым позициям максимально близко к февральским, по большинству же они остаются выше на 20-40%, но уже не на 200-300%. По данным «Тинькофф страхования», среди конкретных марок сильнее всего выросли запчасти на Ford (+83%), Subaru (+48%), Mercedes-Benz (+44%), BMW (+41%) и Audi (+39%).
Если сравнить цены начала года с текущими по наиболее популярным запчастям и расходникам, картина вырисовывается неоднозначная. Например, фильтры и дворники стоят в среднем на 20-30% больше, различные детали подвески (сайлентблоки, шаровые опоры, стойки стабилизатора) практически вернулись к прежним ценам. Тормозные колодки и диски подорожали до 50%, а, например, моторные масла по-прежнему в среднем вдвое дороже, чем 3 месяца назад.
На поставки запчастей в Россию повлиял не только уход с отечественного рынка некоторых брендов, но и отказ контейнерных перевозчиков везти грузы в нашу страну. Необходимость перестраивать каналы доставки через третьи страны автоматически повышает и стоимость деталей, и сроки их поставки. В качестве альтернативных направлений чаще стали использовать страны черноморского побережья: Турцию, Армению, Грузию. Но с конвейерными поставками комплектующих по-прежнему есть серьёзные проблемы. В этом смысле крупным СТО и дилерским центрам даже сложнее, чем небольшим сервисам.
Главными факторами резкого повышения цен на автозапчасти и расходники в конце февраля — начале марта стали взлёт курса валют до заоблачных значений, небывалый спрос и состояние неопределённости на рынке в целом. На сегодняшний день вряд ли можно говорить о появлении какой-то ясности относительно ближайшего будущего на авторынке. В то же время сверхажиотажного спроса, на фоне которого поставщики задирали цены, уже нет. И это тоже аргумент в пользу их нынешнего снижения.
Что касается доллара и евро, то к середине мая они не просто стабилизировались относительно рубля, но и продолжают снижение каждую неделю. Это уже положительно сказалось на ценах, которые уменьшились довольно заметно. Но сохранится ли эта тенденция в дальнейшем?
«Если рассматривать период первого полугодия, то к июню по сравнению с январём, повышение цен составит в районе 50-70%. Но это при условии, что курс не будет резко меняться», — прогнозирует член президиума Союза автоэкспертов и оценщиков Андрей Афанасьев в интервью autonews.ru.
Более того, говорить о падении цен как о стабильно наметившейся тенденции, пока скорее преждевременно. Во всяком случае официальные дилеры отмечают, что уровень цен на запчасти остаётся заметно выше, чем в начале года.
— Пока цены на запчасти и расходные материалы не снижаются, и даже за последние 2-3 недели выросли примерно на 10-20% в зависимости от конкретных позиций, — рассказали изданию «НовостиВолгограда.ру» в одном из дилерских центров KIA в Волгограде. — Кроме того, у нас сейчас действует ограничение на продажу количества одинаковых запчастей или расходников (не более 10 штук одному клиенту).
В конце апреля Минпромторг утвердил список брендов и группы товаров для так называемого параллельного импорта, позволяющего ввозить товары иностранного производства без разрешения правообладателя. Это значит, что автомобили, запчасти и расходники тех зарубежных компаний, которые ушли с российского рынка или приостановили свою деятельность здесь, можно будет поставлять через посредников. До принятия закона для этого требовалось обязательное разрешение самого производителя. В качестве таких посредников в основном рассматриваются страны Ближнего Востока, например, ОАЭ.
В список брендов, в отношении которых в России теперь разрешён параллельный импорт, вошло более 20 американских и европейских компаний (Chevrolet, Jeep, Land Rover, Hummer, Jaguar, Nissan, Volkswagen, Volvo и др.), производители шин (Bridgestone, Continental, Goodyear, Michelin), моторных масел (Shell, Mobil, Texaco) и т. д. В теории, конечно, производитель может запретить посреднику оформлять подобные сделки с российской стороной, но для этого можно будет просто оформить юридическое лицо не в России, а любой другой стране Таможенного союза — например, в Казахстане или Армении.
Параллельный импорт должен решить проблему с нехваткой запчастей и комплектующих у крупных сервисных центров. Поговаривают, что к таким схемам неофициально они периодически прибегали и раньше, но теперь это можно делать вполне легально, не нарушая российских законов. Риск нарваться на подделку вместо оригинальной детали, понятное дело, станет значительно выше. Но в общей массе такие случаи не должны стать типичными.
В целом аналитики прогнозируют переориентацию рынка в сторону продающей стороны. Производители, поставщики и продавцы как минимум в ближайшие месяцы всё равно будут оставаться в более выигрышной позиции и продолжат диктовать условия и цены. Возможно, предпосылок для этого у них будет становиться всё меньше и меньше, но влияние каждого отдельно взятого фактора перестанет быть столь заметным. Поэтому в ближайшей перспективе ждать возвращения «старых цен», даже несмотря на падение курса валют, пока точно не стоит.