Павел Сизов продолжает семейные традиции. Его дедушка генерал-лейтенант внутренней службы в отставке Игорь Васильевич Сизов с 1994 по 2008 год возглавлял ГУ ФСИН России по Волгоградской области, имеет хороший послужной список и даже после выхода на пенсию пользуется уважением коллег.
Его внук Павел трудится в ЛИУ-15 второй год и отвечает за дисциплину, порядок и воспитательные функции. Его должность называется - начальник отряда по воспитательной работе с осужденными.
- Я напрямую отвечаю за соматическую больницу. То есть за психоневрологическое, терапевтическое отделение и хирургическое. Плюс следственный блок. Обычно это около 150 пациентов. Они регулярно обновляются. Но я знаю почти всех в лицо.
Узнать жизненные установки, прощупать человека и объяснить ему, что соблюдать дисциплину и порядки это в интересах самого же осужденного. Вот главная задача начальника отряда.
- Мне нужно донести до них простую мысль – не нужно что-то замысливать, утаивать. Проще открыто обратиться с просьбой. Я отвечаю, так сказать, и за внутренний порядок и содержание, и за внешнее. Чтобы все были опрятные, чистые, умытые побритые. Не совершали нарушений. За каждый промах – нарушение установленного порядка содержания отвечает не только осужденный, но и я лично.
Для 23-летнего парня, еще недавно учившегося в рязанской академии ФСИН, поддерживать авторитет среди матерых преступников, да и первоходов, не самая простая задача. Но правильный персонифицированный подход и беседы с глазу на глаз обычно дают результат.
- Действительно, порой большая трудность рассказать взрослому мужчине, который иногда 8-9-й раз попадает за решетку, что он должен сделать так, как я ему говорю. Но по факту, я этим людям и психолог, и мама, и папа, который выслушает, иногда строгий сотрудник. Чаще, чем меня, они не видят никого.
На враждебных отношениях дисциплину не выстроишь, поэтому с большинством сидельцев, даже с самыми упрямыми, Павел находит общий язык.
- Всегда спрашиваю, откуда приехал человек, за что отбывает наказание, какой раз. Важно сразу определить его жизненные установки. Если сидит давно и долго и ничего не хочет менять, фактически живет здесь по правилам, то его и корректировать не нужно, - поясняет Павел.
Так называемые ауешники, сегодня самый проблемный контингент заключенных. Такой неофициальный статус означает принадлежность к криминальной субкультуре АУЕ (Международное общественное движение «АУЕ» признано экстремистским и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена).
- Сложнее всего с продолжателями арестантских традиций, особенно, если это насаждалось еще на воле. В семье или в каком-то коллективе. Но по опыту скажу - это вопрос интереса. Когда им интересно и выгодно, они все такие блатные, а когда не выгодно, становятся относительно послушными.
Ценителям воровских традиций многие вещи делать не по статусу. Например, что-то просить у администрации, подписывать какие-то бумаги. Но в современных условиях даже для законного звонка родственникам нужно написать заявление. Поэтому даже блатные вынуждены идти на уступки, а значит, с ними уже можно работать.
Кроме того, к категории проблемных относятся осужденные, в силу характера разлагающие порядок изнутри. Они подбивают других сидельцев на нарушения закона, разъедают сплоченную и в общем дисциплинированную массу арестантов.
Таким будет выговор или даже водворение в штрафной изолятор, а также лишение права на свидание и передачи из дома.
Все шантажные и демонстративные выходки в ЛИУ-15 пресекаются на корню. Даже если осужденный пытается причинить себе увечья, его вылечат и поставят на ноги.
К слову, инцидентов, подобных тому, что случился в СИЗО №1 Волгограда с Равилем Расуловым в октябре прошлого года, в 15-й колонии за последнее время не происходило.
Меньше всего усилий Павел тратит на опытных осужденных. Они хорошо знают с кем и как разговаривать. То же самое чаще всего касается и отъявленных душегубов. Анатолий Р., на счету которого 6 жизней, по приговору суда должен отмотать 25 лет. Убивал он по наводке своей девушки. Она переживала из-за шрама на лице и всех, кто посмел заметить это увечье, руками Анатолия отправляла на тот свет. Об этой жуткой истории даже снят фильм «Лицо со шрамом».
- Данный осужденный, выступивший прототипом фильма, примерный работяга. Сварщик, работает хорошо. Вообще вне состояния аффекта эти люди вполне нормальные. Для меня все они зеки, но прежде всего люди, – признается Павел.
В ходе визита в закрытое учреждение строгого режима и своеобразной экскурсии по отряду корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» убедились, что заключенные представителей администрации уважают, а на гостей смотрят с интересом и вежливо здороваются. Что говорит о здоровой атмосфере в лечебно-исправительном учреждении. Возможно поэтому ни о каких бунтах заключенных здесь никогда не слышали.