Дефицит в СССР был привычным и понятным для любого гражданина. Нехватка товаров самых разных категорий заставляла советских людей отстаивать длинные очереди, чтобы приобрести то, что так хочется. И всё это не очень вязалось с достижениями страны в других сферах. Чего стоит одна только космонавтика. Как, будучи на передовых позициях в мире в ключевых отраслях, СССР не мог должным образом обеспечить граждан элементарными товарами первой необходимости?
Смутные перестроечные времена
В СССР выделяют три основных периода, когда дефицит товаров ощущался особенно остро. Это конец 1920-х годов, во времена перехода от НЭПа, военные и послевоенные годы, а также эпоха перестройки в конце 1980-х.
— В 80-е в дефиците были многие продукты питания (колбаса, масло, сыр). Свободно купить можно было разве что хлеб, молоко, ну ещё берёзовый и томатный соки. За бананами и апельсинами папа ездил в командировку в Москву. В разных регионах были также так называемые закрытые города, где можно было достать то, чего не было почти нигде. У нас таким был КапЯр, где можно было купить зелёный горошек, болгарское лечо, разные консервы и т. п. Но только тем, у кого был туда доступ.Вячеслав Черепахин, председатель областного совета журналистов и член Общественной палаты Волгоградской области
Многого не хватало и среди бытового сегмента. Из товаров для дома в каждой квартире висел ковёр на стене — с ними проблем не было, а вот мебель, гардины, лампы достать было крайне сложно. Как и одежду с обувью. Массовые советские аналоги были, но зачастую неудобные и совсем простого фасона.
Запчастей на авто не было в принципе. До появления «Жигулей» все старались возить весь комплект запчастей с собой. А на сами автомобили стояли в очереди по несколько лет. Дефицит был и на стройматериалы. Обои, краску и другие товары для ремонта тоже было не достать. Единственное, что всегда оставалось доступным из этой категории — гвозди и клей БФ-88.
- В первой половине 80-х было такое понятие — «по записи», — рассказывает главный редактор издания «НовостиВолгограда.ру» Сергей Матанцев. — Утром по дороге на работу родители в продуктовом магазине «записывались на колбасу». Так формировался бумажный список с очередью. После обеда, когда продавцы заканчивали фасовку, в торговый зал вывозили тележку с колбасой. Колбаса – это слишком простое проявление принципа «по записи». Такие очереди на бумаге существовали на все серьезные товары из обихода советского человека.
К слову, на стенки, холодильники, стиральные машинки, телевизоры и т. п. записываться приходилось в специализированных магазинах, причем, с глубокой перспективой. То есть «в очереди на стенку» можно было стоять и два, и три года. Периодически надо было ходить отмечаться, чтобы не потерять место в этой «виртуальной» очереди. Более простую мебель можно было найти и в свободной продаже. Также, как и чёрно-белые телевизоры. А вот цветные были в дефиците.
Без конкуренции и с акцентом на военпром
Что же приводило к дефициту? Причин было несколько. Во-первых, проблема грамотного распределения продукции, что регулировалось талонной системой, хотя и не всегда решало вопрос. Второй момент — низкие объёмы производства конкретных товаров, что не позволяло обеспечить ими всех желающих. Ну, и одна из главных причин была связана с отсутствием нормальной рыночной конкуренции.
— В отсутствие класса предпринимателей и рыночной экономики всё решал госплан, где во главу угла ставились экономические задачи СССР, — объясняет Вячеслав Черепахин. — Тогда поддерживался курс на «мир во всём мире», даже появилась поговорка: «Пусть масла не будет, лишь бы не было войны». Считалось, что ракеты, пушки, танки, самолёты важнее продуктов питания. Как следствие, экономики не хватало на то, чтобы заниматься продуктами народного потребления.
Свою роль сыграло и то, что СССР хотел быть социальным государством и отчасти таковым являлся, и рост цен был большим стрессом для населения, поэтому их старались сдерживать. Люди за эти же деньги готовы были купить больше, а возможности не было.
— Из хорошего следует отметить фактор качества большинства товаров. Если не вспоминать «Жигули»… Хотя есть модели и дожившие до наших дней, — рассказывает Сергей Матанцев. — У родителей до сих сохранились мебель, холодильник, проигрыватель пластинок советского производства. Все работает. Также качеством отличались сделанные по ГОСТу и без брака одежда и обувь. Это спасало от товарного дефицита — только самые откровенные модницы и партноменклатура могли себе позволить менять наряды каждый сезон.
Рожденная дефицитом — спекуляция
Не обходилось в то время и без разного рода перекупщиков и спекулянтов, которые расхватывали определенный товар, чтобы потом продать его втридорога — в условиях дефицита спрос оставался в любом случае. Товара не хватало и из-за продуманных продавцов или завскладами, которые создавали этот дефицит искусственно. Одни в первую очередь затаривались для себя и родственников, другие и вовсе приторговывали не хуже спекулянтов.
Примерно такая ситуация сейчас в Волгограде с сахаром. Он вроде бы есть на складах, но в торговых точках его нет. По словам президента Волгоградской торгово-промышленной палаты Вадима Ткаченко, реальных предпосылок для дефицита сахара нет, потому что товарные запасы достаточно хорошие, а своё производство в России находится на высоком уровне.
В ближайшие дни «сахарный рынок» насытится, и ситуация придет в норму. В СССР товарный дефицит был настолько глубок, что восполнить эту нишу получилось спустя много лет. Понятно, что такое в сегодняшних реалиях невозможно в принципе, даже с учётом всех антироссийских санкций. Но старшему поколению с опытом жизни в условиях нехватки товаров сейчас явно будет проще «подзатянуть пояса».