Какое будущее ждёт гражданскую авиацию в России и как «нелётная погода» в экономике скажется на перспективах воздушной отрасли? Ищем ответы на самые насущные вопросы в материале «НовостиВолгограда.ру».
Ключевые проблемы, с которыми столкнулась российская авиационная отрасль, – сохранение автопарка и поддержание самолётов в исправном состоянии. Подавляющее большинство воздушных судов в России были зарегистрированы в иностранной юрисдикции (в основном на Бермудских островах и в Ирландии) и взяты в лизинг. Сейчас поставщики требуют их вернуть. РФ уже приостановила действие соглашения с Бермудами и спешно перерегистрирует воздушные суда. Если этого не сделать, самолёты могут арестовать сразу после их приземления за рубежом (такие прецеденты уже были). По примерным оценкам, в иностранных реестрах числилось около половины российских самолётов.
С «бермудским треугольником», куда попали российские авиакомпании, связана ещё одна трудность: продление сертификатов лётной годности. Без этого документа пилот не имеет права совершать вылет. Раньше сертификаты выдавались зарубежными специалистами, но после подписания соответствующего закона этим будет заниматься Росавиация. Это позволит российским самолётам летать за рубеж без риска, хотя и не отменит обязательства перед лизингодателем. Это не национализация авиапарка, к которой призывали некоторые горячие головы, а юридически приемлемый способ обеспечить дальнейшую его эксплуатацию.
«В Москве готовы к многочисленным судебным спорам европейских лизингодателей к эксплуатантам самолётов, которые будут зарегистрированы в российском реестре. Авиакомпаниям доводится, что судебные дела будут перенесены в российские арбитражные суды, которые смогут рассматривать такие споры согласно недавним изменениям в процессуальное законодательство», – пишет волгоградский Telegram-канал «Территория здравого смысла». – «Иски к российским компаниям, в отношении которых иностранными государствами введены санкции, теперь могут рассматриваться в арбитражных судах России. Несмотря на это, многие руководители авиакомпаний сомневаются в исходе конкурентной борьбы российской и международной судебных систем и увольняются, отказываясь перерегистрировать свои воздушные суда в России».
Ещё один фактор, который бьёт по воздушной отрасли – отказ производителей поставлять авиадетали в Россию из-за санкций. Даже при наличии действующих сертификатов лётной годности фактическая «дееспособность» российских самолётов в отсутствие запчастей будет под большим вопросом. Воздушные суда от Airbus и Boeing без необходимых деталей и техобслуживания очень скоро «сядут на бетон».
Проблема нехватки деталей для самолётов воспринимается в отрасли очень остро. Сотрудники авиакомпаний не рискуют строить какие-то прогнозы и опасаются делать любые заявления в условиях неопределённости, поэтому отказываются от комментариев. О том, насколько щепетильна эта тема, наглядно свидетельствует увольнение начальника управления поддержания лётной годности воздушных судов Росавиации Валерия Кудинова. Ведомство расторгло с ним отношения под предлогом разглашения сведений после того, как он на отраслевой конференции заявил, что Китай отказался поставлять в Россию детали для самолётов (Росавиация утверждает, что это не так). На этом фоне даже бывшие работники авиакомпаний предпочитают не обсуждать текущую ситуацию, ссылаясь на нехватку актуальной информации.
Заменить импортные самолёты отечественными – задача не из лёгких. С импортозамещением воздушных судов в России есть серьёзные проблемы, и об этом уже не раз предупреждали эксперты. После того, как Airbus и Boeing объявили об отказе от дальнейших поставок и обслуживания самолётов в РФ, вопрос о замене зарубежных летательных средств российскими стал как никогда острым.
Источники в авиационной отрасли отмечали, что у России нет возможности оперативно наладить импортозамещение в сфере самолётостроения. Отечественный Superjet примерно на 70% состоит из иностранных комплектующих, а серийное производство других российских авиационных разработок пока не запущено. В конце 2020 года глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявлял, что к 2024 году в России должен появиться полностью «импортозамещённый» Superjet, который на 97% будет состоять из российских компонентов (оставшиеся 3% деталей, возможно, собираются закупать в Китае). Стоимость разработки этой модели оценивается в 120 млрд рублей.
«Коммерсантъ» сообщает, что Минпромторг объявил закупку стоимостью 15,6 млрд рублей на проведение наземных и лётных испытаний Superjet с максимальным импортозамещением. Срок исполнения этого контракта – до ноября 2023 года. Однако техзадание не позволяет оценить конкретные масштабы замены импортных запчастей отечественными. Представители авиационной отрасли считают, что раньше 2025 года запустить серийное производство российских авиационных двигателей ПД-8 для новых «Суперджетов» не получится. Что за эти три года произойдёт с отечественным авиапарком, если самые жёсткие санкции не будут сняты, – пока что вопрос без ответа.
Сокращение количества авиарейсов и доступных направлений для перелётов – самое зримое проявление кризиса в авиационной отрасли для простых россиян. Отчасти оно объясняется политикой зарубежных стран, закрывших небо для российских самолётов, отчасти – временным ограничением полётов на юге России, отчасти – опасениями авиакомпаний, которые вынуждены срочно пересматривать полётные программы.
О масштабах изменений можно судить по той информации, которую предоставил Международный аэропорт Волгограда. По его данным, с 24 февраля по 17 марта в аэропорту был отменён каждый третий рейс.
— Решением авиакомпаний было приостановлено выполнение 208 рейсов (33% от общего количества рейсов, запланированных к выполнению за указанный период), в том числе были отменены 202 рейса на внутренних авиалиниях, шесть – на международных, – сообщил директор по производству Международного аэропорта Волгоград Сергей Айнетдинов.
Решения об отмене рейсов принимают сами авиакомпании. Девять перевозчиков («Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Сибирь», «Икар», «Азимут», «Red Wings», «Победа» и «Utair») пересмотрели свои полётные программы из Волгограда до 26 марта. Временно недоступны рейсы из Волгограда в Москву, Ереван и ряд городов России.
Помимо решений авиакомпаний, на сокращение количества рейсов влияет и «режим закрытого неба» в ряде южных регионов России. С аэропорта Волгограда Росавиация ограничения уже давно сняла, однако они по-прежнему действуют в отношении аэровокзалов Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика.
На данный момент нет оснований полагать, что количество авиарейсов из Волгограда, как и в целом по России, будет увеличиваться. Проблемы, с которыми столкнулась сфера гражданской авиации, резкий скачок инфляции и общее падение доходов населения уже в ближайшее время вынудят авиакомпании урезать полётные программы и повысить цены на билеты, а это, в свою очередь, скажется на спросе. Скорее всего, летать в другие города волгоградцы станут намного реже. Сокращение количества рейсов при наихудшем сценарии может превысить 50%.
По внутренним перелётам текущая ситуация в воздушной отрасли ударила не так сильно, как по международным. Возможность быстро добраться до Москвы, Санкт-Петербурга или Калининграда у волгоградцев остаётся – а вот с доступностью полётов за рубеж возникнут существенные трудности.
От международных авиарейсов сейчас активно отказываются сами авиакомпании. В частности, крупнейший частный авиаперевозчик S7 Airlines прекратил летать за рубеж с 5 марта (до эпидемии коронавируса международные рейсы обеспечивали компании 27% пассажиропотока). Другие компании также полностью свернули международные полётные программы или пересмотрели их таким образом, что за рубеж теперь будут «выпускать» только самолёты Superjet. Это очевидным образом связано с отзывом лизинговых договорённостей и опасениями из-за возможного ареста самолётов. Как долго продлится такая ситуация, пока невозможно предсказать.
По данным Минтранса, по состоянию на 17 марта в Россию летали самолёты 29 иностранных авиакомпаний из двадцати государств. В то же время из России доступны всего восемь международных направлений, обслуживаемых шестью перевозчиками. Список весьма скуден: Азербайджан, Армения, Беларусь, Киргизия, ОАЭ, Таджикистан, Турция, Узбекистан. Впрочем, это не значит, что на зарубежном туризме и полётах в Европу окончательно поставлен крест – но для того, чтобы попасть в дальнее зарубежье, теперь придётся строить маршрут через одну из стран, куда сохранились прямые авиарейсы.
Представители туристической отрасли признают, что из-за проблем с авиасообщением разнообразие зарубежных туров снизится, а их стоимость повысится. Однако те, кому очень хочется провести отпуск за рубежом, не будут полностью лишены такой возможности. Спрос на отдых за границей по-прежнему есть. В частности, после того как Вьетнам объявил о готовности с 15 марта принимать российских туристов в безвизовом режиме, сразу же резко увеличилось количество запросов о возможности летнего отдыха в этой стране, сообщили «НовостиВолгограда.ру» в одном из волгоградских турагентств.
Начнут ли в обозримом будущем осуществляться прямые рейсы во Вьетнам и другие страны, где традиционно рады русским туристам (Египет, Тунис, Таиланд), пока неизвестно. Такая вероятность достаточно велика, но из-за кризиса в сфере воздушных перевозок отпуска за границей определённо подорожают и станут менее доступными.
Отзыв лётных сертификатов и ограничение воздушного пространства – факторы, которые в первую очередь влияют на авиакомпании. Что касается аэропортов, то они занимаются обслуживанием воздушных судов и оказанием качественного сервиса для пассажиров, так что их ситуация напрямую не затрагивает.
На деятельность аэровокзалов, в том числе волгоградского, прямо влияют лишь временные отмены авиарейсов. Ремонт и техобслуживание самолётов аэропорты также не проводят самостоятельно – техники лишь осматривают воздушные суда и предупреждают авиакомпании, если с техникой что-то не так.
Поэтому аэропорты будут работать в обычном режиме, за исключением тех городов, где временно действует «режим закрытого неба». В работе воздушных вокзалов не предвидится серьёзных изменений, за исключением двух. Первое – возможное сокращение части персонала, но эта проблема актуальна преимущественно для Москвы: в Волгограде и других городах, где аэропорты обслуживают почти исключительно внутренние направления, массовых увольнений не ожидается. Второе – возможная отмена некоторых запланированных закупок.
Прояснится ли небо и наступит ли лётная погода для российских авиаперевозчиков, можно будет уверенно сказать только по прошествии нескольких месяцев. Но пока экономические перспективы отрасли скрыты за грозовыми тучами санкций, ни о каком существенном её развитии говорить однозначно не приходится.