Для младшего поколения россиян, кто еще не разменял четвертый-пятый десяток, СССР — это шаблонные модели общества с советских плакатов, емкие фразы про отсутствие секса, «шмоток» и соцсетей.
А вот «предпенсионная гвардия» россиян, имеющих советский опыт, уже принюхивается, чует возможное приближение, казалось бы, похороненных понятий — дефицит, очереди. И всплывают в памяти диалоги: «Кто последний? — Я. — Я за вами. А что дают?».
Жесткая государственная плановая экономика не предполагала наличия в стране частного бизнеса. Предпринимательство было под запретом. А соответственно цеховики, валютчики, кооперативщики, фарцовщики и прочие спекулянты являлись уголовными преступниками.
Это компенсировалось полноценным бесплатным образованием на всех стадиях обучения. Никаких тебе сборов-поборов в школе на охрану, новые стулья или спортинвентарь. Средние и высшие учебные заведения денег со студентов не брали, зато изволь отдать долг ежегодными выездами на уборку урожая, а по окончании учебы — отработай по распределению, как правило, в другом регионе или даже республике СССР.
Медицина была также бесплатной, не по названию, а в реальности. Плюс масса других социальных «плюшек» — от санаторного лечения до раздачи ведомственных квартир.
Высокотехнологичная медпомощь не зря сегодня ассоциируется с западным или японским высокоточным оборудованием. Потому что в России высокоточное, сами знаете что, и оно сейчас очень помогает в спецоперации, но не в больницах и поликлиниках.
Львиная доля препаратов также поступает из-за рубежа. Пока эмбарго не наложено, но то ли еще будет. Тогда возможно расцветет черный рынок лекарств, как в старом добром СССР.
То есть лечиться и поддерживать здоровье станет дорого и сложно. А может пора обратить взгляды на фитотерапию, которая веками выручала русских людей?
Отдыхать и проводить отпуск приходилось преимущественно внутри большой многонациональной страны. Свобода перемещений за рубеж была существенно ограничена. Мечтать если и приходилось, то о странах советского блока. Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, ГДР. Такие популярные сегодня туристические направления, как Куба и Вьетнам в 80-х годах прошлого века были не реальны для простого советского человека. Попасть в любую из выше перечисленных стран невозможно было по первому желанию и через турагенство. Сначала необходимо было разжиться профсоюзной путевкой, которая выдавалась преимущественно отличникам соцтруда.
Но даже по такой путевке нечего было и рассчитывать на полноценный шоппинговый круиз. На местные валюты можно было обменять ограниченное количество рублей. Вот и ехали наши соотечественники в ту же Югославию или Румынию с бритвами, часами, кипятильниками, чтобы, продав их местным, иметь деньги на карманные расходы и отдохнуть более или менее полноценно.
Если санкции не ослабеют, то с учетом отсутствия авиасообщения с Европой для россиян максимально привлекательными будут привычные пляжи Турции, Египта, Туниса и Таиланда. Впрочем, последнего уже готов заменить дружественный России Вьетнам. Правда, стоит учитывать, что расплачиваться там придется валютой по кусающемуся ныне курсу. Плюс в том, что для таких поездок не нужны будут обязательные собеседования и разрешения, взятые в органах госбезопасности, как это практиковалось в СССР.
В СССР 1.0 дефицит всего на свете — от продуктов питания до нижнего белья был перманентным состоянием. Виновата та самая монопольно-плановая экономика с ее принципом — товары исключительно по разнарядке.
Парадоксально, что в свободном доступе еды и одежды было хоть пруд пруди. Но проблема в том, что качество и фасон товаров делали их обладателей не просто не современными, а порой смешными. Что же касается продуктов, то сомнительная перспектива питаться, например, одной килькой также многим не приходилась по вкусу.
В 70-х и 80-х годах прошлого века очень популярны были прообразы современных секонд-хэндов — «комиссионки». Естественно, речь идет о вещах и одежде. К тому же комиссионные магазины стали точками сбыта заграничных товаров ввезенных в СССР дипломатами, деятелями культуры и прочими редкими командированными гражданами в страны соцлагеря. С едой в плане разнообразия и деликатесов было туго. Практически все 80-е — очереди за колбасой и синюшными курицами, бананов не достать. Но к счастью для советских людей в то время не существовало ни фаст-фудов, ни суперфудов, ни безглютеновой диеты.
Однако теперь-то мы все привыкли, впитали и многократно пережевали все эти блага западной цивилизации. Впрочем, сейчас России себя практически полностью обеспечивает основными продуктами питания. А в случае самых лютых санкций азиатские рынки обеспечат нас едой и продуктами. Хватило бы только денег по новому курсу.
Плюс эксперты указывают, что на закате СССР и в первые годы после его развала выручал дешевый импорт, низкие налоги и открытые границы. Сейчас же условия принципиально иные — все ровно наоборот.
В СССР 1.0 безработных не было. Существовали тунеядцы, образ жизни которых карался законом. Сейчас ситуация принципиально другая. Из-за закрытия западных компаний только в Волгограде сотни человек могут лишиться стабильного дохода. В масштабах России это 120 тысяч рабочих мест. Салоны сотовой связи, такси и службы доставки всех уволенных просто не вместят.
Есть надежда, что часть рабочих мест освободят гастарбайтеры из-за падения курса рубля, но это не такой большой удельный вес вакансий. Все это грозит ростом безработицы и, как следствие, всплеском преступности и общего градуса агрессии, если ее не погасить беззаветным патриотизмом. Который, однако, на длинной дистанции не столь удобный инструмент для манипулирования обществом.
Остается надеяться, что рэкет не вернется на рынки, а молодежь не воскресит обычаи 80-х, когда молодчики ходили биться стенка на стенку, школа на школу, район на район.
А в общем и целом, добро пожаловать в СССР 2.0…