Как только в январе с началом нового штамма коронавируса «омикрон» в несколько раз выросли очереди в поликлиники, волгоградский облздрав призвал жителей региона не создавать лишнюю нагрузку на амбулаторное медицинское звено, а получать консультации специалистов, не выходя из дома. Если, конечно, наблюдается легкое течение болезни.
В поликлиниках срочно были размещены пошаговые алгоритмы Минздрава, как действовать в случае заболевания коронавирусом. В инструкциях сказано, при каких симптомах можно вызвать врача на дом или обратиться в службу «скорой помощи».
Если повысилась температура, появились боли в горле, кашель и другие признаки заболевания, волгоградцам рекомендовано сначала звонить в колл-центр своей поликлиники или в единую службу «122» для первичной диагностики. Возможно, кому-то будет достаточно дистанционной консультации.
«Мы хотим таким образом сократить наплыв пациентов в поликлиники и ждем понимания от населения», — отметил заместитель председателя комитета здравоохранения Волгоградской области Николай Алимов.
Вопрос, как вызвать врача на дом при подозрении на коронавирус, должны решать операторы колл-центров. Они определяют время посещения пациента специалистом, если это потребуется.
То, что в теории гладко, на практике, всегда имеет свои недостатки. Разумеется, по-другому и не могло быть, ведь новые алгоритмы работы поликлиник стали применяться, что называется, на ходу, без какой-то продолжительной отработки.
Волгоградцы свои жалобы выплескивают в соцсети, где делятся своими историями обращения в поликлинику в попытке вызвать врача на дом взрослому при коронавирусе. Например, жительница Волжского Мария Голубева рассказывает, решила обратиться по единому номеру «122» после того, как поднялась температура, заболела голова, появились боли в теле и кашель. Действительно, сразу сняли трубку и быстро оформили вызов.
Вечером по телефону проанкетировали состояние пациентки, записали симптомы. Также сказали ожидать звонка врача, который должен направить на тестирование. И после этого все специалисты куда-то пропали.
«Жду, звонок не поступает. 5-го опять звоню на „122“ — предлагают проверить статус заявки, оказывается, её нет. Повторно записывают. Думаю, ну что-то не то. Звоню напрямую… Говорят, да заявка 4-го сформирована, больше не звоните в „122“, повторную заявку удаляем. Врач придёт в течении субботы, воскресенья. Ок, жду, что делать. 6-го опять звонят и спрашивают, вам ещё нужен врач? Да, блин, нужен, не померла ещё. Перезваниваю напрямую в Фишера — да, заявка от 4-го, ждите теперь уже 7-го, либо приходите сами в поликлинику», — описывает свою ситуацию волжанка.
Понимая загруженность поликлиник, она просит медработников обозначать реальные сроки прихода врачей, чтобы заболевшие могли современно вызвать «скорую», исходя из своего состояния, или прийти в поликлинику, не дожидаясь визита врача на дом.
Недовольна новыми правилами и Антонина Головцова:
«Три дня с температурой 38,5, жутким кашлем мы ждали врача. Но пришел не врач, а его звонок. Дистанционно назначила лечение. Ни послушать легкие, ни тест — ничего. Только „если до среды температура не спадет, приходите на прием“. А вот теперь у меня трое с температурой 38+. Стоит ли вызывать врача?»
В тех же соцсетях некоторые пользователи предлагают записывать разговоры с работниками поликлиник на аудио или видео, а потом публиковать, чтобы придать огласке.
Однако волгоградцы считают, что это не выход. При сбое в системе советуют сразу самим идти в поликлинику. Если состояние не позволяет, то следует напрямую звонить в учреждение.
Когда и это не срабатывает, тогда без подключения административного ресурса не обойтись. Жалоба руководству поликлиники может иметь действенный результат. Она будет основываться на нормах федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
«При возникновении любых вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи в поликлиниках, необходимо обращаться к дежурному администратору поликлиники для оперативного решения вопроса на месте. Контактный телефон размещен в учреждениях на стендах», – посоветовали в комитете здравоохранения Волгоградской области.
Можно также подать жалобу на поликлинику в облздрав или надзорный орган. Для ее составления понадобится указать:
Если появилась одышка, чувство нехватки воздуха, учащенное дыхание, боли за грудиной, нужно не ждать врача из поликлиники, а сразу вызывать «скорую помощь». Это, кстати, написано в рекомендациях Минздрава.
«Пока мы видим, что количество заболевших COVID-19 постоянно увеличивается, а это значит, что вся система регионального здравоохранения должна своевременно и четко реагировать на изменение ситуации», – считает ректор ВолгГМУ Владимир Шкарин.
Он предлагает создать мощный региональный информационный центр, который должен работать круглосуточно в режиме «одного окна». Здесь каждый мог бы получить необходимую информацию, куда ему обратиться, как оформить вызов врача и узнать результаты исследований.
По данным администрации Волгоградской области, на амбулаторном наблюдении находится свыше 80 тысяч пациентов с простудными заболеваниями, в том числе почти 30 тысяч заболевших коронавирусом.