Posted 9 февраля 2022,, 05:00

Published 9 февраля 2022,, 05:00

Modified 17 октября 2022,, 11:42

Updated 17 октября 2022,, 11:42

Реновация по-волгоградски: что не так с программой переселения из аварийного жилья?

9 февраля 2022, 05:00
Проблема аварийного жилья в России в целом и в Волгоградской области в частности — острая со всех сторон. В одних случаях жильцы годами не могут добиться, чтобы их разрушающийся дом признали аварийным, в других эта процедура происходит вообще без их ведома и вызывает ярые споры. Чем всё это оборачивается по факту?

Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья появилась в далёком уже 2002 году. Спустя ещё шесть лет к ней присоединилась Волгоградская область. Однако до сих пор система работает несовершенно, и единого механизма, понятного для всех, просто нет.

На сегодняшний день идёт реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Волгоградской области в 2019–2025 годах. По ней до конца 2024 года необходимо переселить 10 843 человека из 318 домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Все строения, получившие такой статус после этой даты, будут ждать расселения ещё дольше.

На реализацию программы, согласно паспорту, было выделено 5,62 млрд рублей из федерального бюджета, 91,3 млн рублей из областного и 22,8 млн рублей — из муниципальных. В дальнейшем стало известно, что около 700 млн рублей Волгоградская область получит ещё и из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.

- По состоянию на 1 января 2022 года в целом по России одобрено финансирование программы переселения из аварийного жилья на общую сумму 301,13 млрд рублей. Всего планируется переселить 466 175 человек. При этом в 2019–2021 годах с учётом программ, финансируемых субъектами РФ за счёт собственных средств, новое жильё получили 268 960 человек.Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

В Волгоградской области в рамках предыдущей программы из 488 домов, признанных аварийными до 2012 года, расселили около 12 тысяч человек. В 2019 году стартовал новый этап программы — за это время расселено почти 2800 человек.

«До конца 2025 года предстоит расселить 172,5 тысяч кв. м аварийного жилья (признанного таковым до 1 января 2017 года) на территории 25 муниципальных образований, — рассказывают в областном комитете строительства. — Общий объём финансирования мероприятий составит 9,3 млрд рублей, из которых более 6 млрд — финансовая поддержка Фонда ЖКХ».

Текущая программа разбита на 6 этапов, каждый из которых длится год. Число домов и количество жителей, попадающих под переселение, на этот раз меньше, но уже сейчас есть большие сомнения, что все дома из реестра успеют расселить в срок.

Признать дом аварийным — только полдела

Возьмём для примера дом № 209 по улице Лазоревой в Красноармейском районе. Там жильцы долго бились за то, чтобы 2-этажный дом с деревянными перекрытиями, построенный в 1952 году, признали аварийным, и в мае 2016 года это наконец-то случилось. Как мы помним, дома, по которым решение об аварийности было принято до 1 января 2017 года, должны пойти под снос до 2025 года. Но по этому дому планируемая дата сноса — сентябрь 2026 года, и в этот период она уже не укладывается.

В качестве ещё одной наглядной иллюстрации приведём пример в другом конце города — с домом № 6 по ул. Дегтярёва в Тракторозаводском районе. Это общежитие, в котором люди тоже годами добивались включения в программу переселения, и только в прошлом году пятиэтажку, дышащую на ладан, наконец признали аварийной. Вот только ждать переезда ещё несколько лет для жильцов этого дома — настоящая катастрофа.

— Все коммуникации прогнили, в подвале постоянно стоит вода, и когда её уровень поднимается до проводки, происходит короткое замыкание. У нас из-за этого часто происходят пожары в подвале, а потом мы по несколько дней сидим без света, — рассказывают жильцы.

Жалуются живущие в этом доме и на плесень на стенах, и на засилье комаров, которые одолевают даже зимой. Словом, условия для проживания действительно ужасные. Техническое состояние здания тоже оставляет желать лучшего, но вот будут ли все эти факторы в совокупности этаким катализатором, который повлияет на сроки переселения? Вопрос в наших реалиях звучит как риторический.

А если жильцы против?

Бывают ситуации, когда у собственников дома и мыслей нет о том, что их дом может быть аварийным, но в какой-то момент это внезапно происходит. Так было у жильцов дома № 44 в посёлке Весёлая балка Кировского района. Дом с видом на «Химпром» был построен в 1957 году, но за более чем полвека не утратил своей основательности. Однако в ноябре прошлого года его и ещё несколько 4-этажных домов посёлка вдруг признали аварийными. При этом люди резко против такого поворота событий.

— Наш дом язык не поворачивается назвать аварийным. В те годы строили на совесть. Тут разве что коммуникации заменить надо, подвал в порядок привести да фасад облагородить, — делится жительница дома Ирина.

Как нам удалось выяснить, пару лет назад в доме даже частично сделали капремонт. На 2022-й год был запланирован следующий этап работ, включающий ремонт подвала, всех коммуникаций, начиная от систем канализации и водоотведения до системы газоснабжения, а также ремонт фасада и фундамента. По всем видам работ был намечен чёткий план с установленными сроками.

Жильцы высказывают предположение, что проблема — в отсутствии средств в фонде капремонта. Признать дом аварийным куда проще, ведь на расселение предусмотрены деньги из госпрограммы. Да и до самого факта переселения жильцов дело дойдёт очень нескоро, а капремонт делать, получается, уже не надо.

Что делать в таком случае? Собственники имеют право организовать независимую экспертизу, по итогам которой он может быть признан пригодным для жилья. Но для этого потребуются дополнительные затраты, а ещё придётся выработать единую позицию у жильцов — наверняка найдутся те, кто не захочет проводить никаких экспертиз. Хотя по закону достаточно, чтобы «за» было более 50% собственников.

Квартирный вопрос

К процедуре переселения тоже есть немало вопросов. Согласно Жилищному кодексу РФ, сносить аварийное жильё должны собственники за свой счёт. На практике на это всё же находятся альтернативные источники финансирования. В первую очередь должны переселять жильцов тех домов, у которых есть угроза обрушения, хотя бы частичного. В других случаях этот процесс может растянуться на долгие годы.

Переселение из аварийного жилья проводится в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», который входит в нацпроект «Жильё и городская среда». По данным регионального комитета строительства, только в прошлом году под эти цели было закуплено 300 квартир. В них должны переехать порядка 1,5 тысячи человек. Жильё на момент въезда новосёлов должно быть с чистовой отделкой, с подключенными коммуникациями, сантехникой, плитой и установленным электрооборудованием.

По факту с переселением всё не так просто и далеко не радужно. Во-первых, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, у жильцов есть право выбора — согласиться на переезд в ту квартиру, которую им предоставят по программе, или взять денежную компенсацию и приобрести жильё самим (ну или оставить себе, если и без того есть крыша над головой). Но новые квартиры могут быть куплены не то что не рядом, но и вовсе в другом районе. Для кого-то это, конечно, плюс — если человек мечтает уехать из своего полузаброшенного квартала в более благополучный микрорайон. А кому-то совсем не хочется покидать близкое сердцу место, где, возможно, прошла молодость или даже детство.

Во-вторых, камнем преткновения может стать вопрос стоимости квартиры. Если собственник решит получить компенсацию вместо того, чтобы въезжать в новый дом, он должен быть готовым к тому, что её размер будет меньше ожидаемого. Она рассчитывается по площади, исходя из стоимости квадратного метра, устанавливаемой на региональном уровне.

Согласно приказу Минстроя РФ от 17.12.2021 № 955/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра жилой площади…» на первый квартал 2022 года для Волгоградской области цена одного «квадрата» жилья составляет 52 371 руб. По факту же люди чаще всего получают такую сумму, на которую они не могут купить новую квартиру, сопоставимую с той, где они жили.

Сложности с расчётами стоимости квартир, сильные сдвиги по срокам, непонятные критерии признания домов аварийными, отсутствие какой-то единой линии на всех этапах реализации программы — всё это ставит жирный знак вопроса по поводу эффективности механизма, который должен был стать подспорьем для людей, а на деле становится только источником проблем и заставляет тратить кучу нервов.

"