Posted 27 июля 2020, 05:00
Published 27 июля 2020, 05:00
Modified 17 октября 2022, 10:53
Updated 17 октября 2022, 10:53
Нарушения при проведении капремонта в Волгограде выявляются практически на каждой стадии: от подготовки проекта до сдачи актов выполненных работ. Иногда они настолько серьёзны, что приводят к возбуждению уголовных дел. «НовостиВолгограда.ру» рассказывает, как долгожданный капремонт превращается для волгоградцев и волжан в кошмар.
Жильцы дома №47 по проспекту Ленина в Волжском мечтали о капитальном ремонте несколько лет. Городской администрации несколько раз выдавались предписания привести в порядок здание 1957 года постройки. В конце концов собственники квартир обратились в суд — и дом наконец внесли в план по проведению работ. Но надежды жильцов на качественную реставрацию пошли прахом. Первые подозрения о том, что капремонт обернётся разочарованием, возникли ещё на этапе разработки проекта.
Выяснилось, что архитекторы из ООО «Чибис» составили проект капитального ремонта даже без выезда на место: на вопрос, видели ли они здание, нам лаконично ответили, что «это не требуется».Екатерина Михайлова, представитель инициативной группы жильцов дома № 47 по проспекту Ленина в Волжском
Ремонт в здании начали делать в 2016–2017 годах, и формально он до сих пор не закончен. Подрядчик провёл работы настолько некачественно, что спустя три года дому требуется повторная реставрация. По решению суда областной фонд капремонта должен заново привести в порядок цоколь и фасад дома, а также уложить новый асфальт на прилегающей территории. Сейчас жильцы добиваются, чтобы эти требования были исполнены.
— В проекте не был предусмотрен сток воды по жёлобу вдоль крыши. Подрядчик за свой счёт его сделал, но работы провёл некачественно: в итоге вода течёт по стене, в некоторых местах уже полностью отвалилась штукатурка и размывается кирпич. Из-за неправильно сделанного снегозадержания снег и лёд зимой не тает постепенно, как положено, а глыбами обрушивается нам на головы. К тому же по проекту у нас было два канализационных выхода, а в реальности их пять. Проект переделывали по ходу работ, — говорит Екатерина Михайлова, представитель инициативной группы жильцов дома №47. — Мы подали судебный иск, по итогам разбирательства было принято решение в нашу пользу. Сейчас мы выступаем категорически против капремонта фундамента: если подрядчик так отремонтировал кровлю, чего ещё нам от него ждать?
По словам активиста регионального штаба ОНФ и эксперта проекта «За честные закупки» Эдгара Петросяна, нарушения в сфере капремонта со стороны подрядчиков — давний и больной вопрос. Во многих случаях собственникам приходится обращаться в суд, однако не всегда это действенное решение проблемы.
Судиться из-за некачественного капремонта можно долго, но вместо одних подрядчиков просто будут приходить другие. Людям, конечно, это неудобно — при замене нерадивого подрядчика сроки работ сильно сдвигаются и затягиваются.Эдгар Петросян, активист штаба ОНФ в Волгоградской области
Ситуацию осложняет то, что дом № 47 считается частью старой застройки Волжского. По словам жильцов, он то появляется в реестре объектов культурного наследия, то пропадает из него. По странному стечению обстоятельств, в последний раз дом исчез из списка памятников как раз перед капремонтом. Жильцы предполагают, что чиновники намеренно вычеркнули здание из реестра: организаций, имеющих лицензию на реставрацию архитектурно значимых объектов, в Волгоградской области очень мало, и фонд капремонта, по-видимому, боялся не найти подрядчика. О том, с какой неохотой местные власти проводят капремонт домов-памятников, свидетельствует ситуация с домом №13 по улице Мира, о которой рассказывало наше издание: здание пообещали отреставрировать лишь после громкого скандала.
Яркий пример безразличия чиновников к реставрации объектов культурного наследия — капремонт дома №4 в переулке Аэропортовском на севере Волгограда. Пятиэтажки из красного кирпича строились здесь в начале 1950-х для рабочих и инженеров завода «Баррикады». По словам экспертов, эти здания архитектурно значимы. Они несут тот же отпечаток послевоенной эпохи, что и стадион «Монолит», который сейчас безжалостно сносят.
Жильцы дома №4 в переулке Аэропортовском узнали, что в рамках капремонта здание собираются оштукатурить и покрасить в жёлтый, под цвет соседней новостройки, лишь в самый последний момент. Общее собрание собственников не проводилось, проектную документацию жильцы увидели уже после начала работ. О ремонте инженерных сетей — канализации и отопления — владельцев квартир предупредили заранее, а вот о сроках реставрации фасада сообщить «забыли». Жильцы опасаются, что неаккуратный капремонт не только лишит дом архитектурной ценности, но и вызовет разрушение кирпичной кладки. Один из фасадов уже успели оштукатурить и покрасить, однако качество работ оказалось настолько низким, что подрядчик пообещал всё переделать.
— Практически все жилые дома в переулке Аэропортовском относятся к объектам культурного наследия как комплекс старой застройки Краснооктябрьского района. В реестре памятников находился и дом №4. Перед проведением капремонта он исчез из этого перечня, хотя ещё в 2017 году, когда в здании ремонтировали кровлю, вся документация выдавалась именно для объекта культурного наследия, — подчеркнул Валерий Котельников, председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). — Как и почему это случилось — нужно разбираться, но сейчас, конечно, действовать уже поздно. Дом безвозвратно потеряет первоначальный вид.
Проектную документацию по капремонту дома № 4 разрабатывал Владимир Абольянин — в прошлом начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского района, дважды осуждённый за превышение должностных полномочий. В первый раз его судили в 2014 году: г-н Абольянин незаконно выдал разрешение на строительство автозаправки в охраняемой природной зоне Волго-Ахтубинской поймы, что нанесло ущерб экологии на сумму в 1,5 млн рублей. За это нарушение архитектора оштрафовали на 70 тысяч рублей. Во второй раз Владимир Абольянин пошёл под суд после того, как подписал акт о вводе в эксплуатацию жилых домов для переселенцев из аварийного жилья в Краснослободске. Эти дома оказались непригодны для проживания — в них ходили ходуном крыши, отсутствовала отмостка, а зимой внутри квартир росли сосульки. За сдачу таких зданий архитектор получил год лишения свободы условно и был амнистирован.
ООО «АРХ Проект Групп», которое разрабатывало проектную документацию по капремонту дома №4 в переулке Аэропортовском, судя по всему, не видит ничего предосудительного в послужном списке Владимира Абольянина. Сам г-н Абольянин на вопросы жильцов о том, зачем потребовалось вносить в проект штукатурку и покраску фасада, ответил, что лишь выполнял указания, поступившие из фонда капремонта. Представители фонда, в свою очередь, сослались на районную администрацию: поскольку общее собрание собственников не состоялось, местные чиновники приняли решение за жильцов дома, составив требования к проекту в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Впрочем, сомнительные архитектурные решения — не единственная претензия, которую жильцы дома № 4 предъявляют к подрядчикам. Несколько квартир в здании подтопило во время замены системы отопления, к обустройству коммуникаций в подвале есть вопросы у владельцев квартир на первом этаже, а при ремонте проводки рабочие сильно повредили стены в подъездах.
— Это просто безобразие, — жалуется Виктор, владелец одной из квартир в доме №4. — Зачем долбить людям стены за их же деньги, если можно обойтись без этого? Я сам энергетик и прекрасно понимаю, что кабель можно было бы просто убрать под специальную трубу. В итоге рабочих, которые это натворили, разогнали за нарушения, а мы остаёмся без электрики в подъездах.
В доме №5 по улице Московской, рядом с которым застройщик с нарушениями возводит новый жилой комплекс, капремонт назначен на текущий год. В последний раз здание реставрировали в 2008 году: тогда здесь за 618 тысяч рублей починили кровлю, но с тех пор состояние крыши критически ухудшилось. Существующий проект ремонта категорически не устраивает жильцов. Они утверждают, что в документации не предусмотрен повторный ремонт кровли, хотя он необходим. В восстановлении нуждается и отмостка, но и о ней проектировщики, по утверждению жильцов, почему-то забыли.
— После такого капремонта потребуется как минимум ещё один капремонт. Будем добиваться уголовного дела по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, — говорит Геннадий Баев, один из собственников квартир в доме №5.
Самый неприятный оборот проблемы с капремонтом принимают тогда, когда по вине нерадивых подрядчиков случаются коммунальные аварии. Такой случай произошёл в конце июня в доме № 26 по улице Новодвинской. Рабочие, которые занимались укреплением фундамента по программе капитального ремонта, повредили уже отремонтированную канализационную сеть и силовой кабель. Из-за этого несколько квартир на первом этаже буквально затопило зловонной жижей. Виновником аварии оказался нерадивый субподрядчик.
В региональном фонде капремонта звонки и жалобы собственников долго игнорировали, а устранение порыва заняло почти неделю. Лишь после публикаций в СМИ проблему наконец решили. Сейчас, по словам жильцов, канализацию полностью починили, пострадавшим из-за аварийной ситуации собственникам выплатили компенсации. Работы на объекте продолжает другой подрядчик — к нему у жильцов пока нет претензий.
— У нас были сложности из-за эпидемии: поставщики временно прекратили работать. Но на данный момент мы полностью устранили все проблемы с канализацией и готовимся начать работу по реставрации фасада. Для нас главное — чтобы жильцы остались довольны качеством работ, — заверил корреспондента «НовостиВолгограда.ру» представитель подрядной организации, которая занимается ремонтом дома №26 по улице Новодвинской в настоящий момент.
Эпидемия коронавируса для подрядчиков и впрямь стала проблемой. Представители подрядных организаций, осуществляющих капремонт в Волгограде, рассказывают, что из-за профилактических ограничений их работа в этом году сильно усложнилась — одним компаниям не поступили уже оплаченные стройматериалы, к другим не приехали артели опытных реставраторов из Беларуси. Из-за этого качество работ неминуемо страдает, а сроки их выполнения затягиваются.
А вот для регионального фонда капремонта коронавирус оказался удобным предлогом, чтобы сократить до минимума любое общение с волгоградцами. Горожане, столкнувшиеся с нарушениями при проведении работ, в один голос жалуются на отсутствие обратной связи от чиновников. На звонки и письма представители фонда просто не отвечают.
Одна из проблем, препятствующих качественному капремонту в Волгограде, кроется в нормативной документации. Каждый год на региональном уровне утверждается приказ о предельной стоимости капитального ремонта — он определяет максимальную сумму, которую можно потратить на реставрацию одного квадратного метра в каждом жилом доме. При этом цена работ высчитывается исходя из стоимости строительства новостроек. Подрядчики обязаны соблюдать приказ и вынуждены экономить — на материалах, соблюдении техники безопасности или зарплате рабочих.
Документ, который на чиновничьем жаргоне называют «предельником», имеет понятную цель — не допустить растрат и воровства со стороны подрядчиков. Но практика показывает, что это не мешает недобросовестным предпринимателям класть деньги жильцов себе в карман. Например, в апреле 2020 года фигурантом уголовного дела стал руководитель компании, которая выполняла капремонт в двух многоэтажках Кировского района — он так «сэкономил» на качестве работ, что разбогател на 2 млн рублей. Совсем недавно прокуратура выявила хищение 800 тысяч рублей при капитальном ремонте подвала в Красноармейском районе. Поток уголовных дел из-за злоупотреблений при капремонте показывает, что нормативный контроль в этой сфере действует из рук вон плохо.
По словам активиста ОНФ Эдгара Петросяна, главные причины проблем при проведении капремонта в Волгограде — непрозрачность процедур и несовершенство механизмов контроля. Но на региональном уровне устранить их практически невозможно — чтобы эта сфера перестала быть кормушкой для вороватых подрядчиков, необходимо менять законодательство.
— Всё начинается с процедур. С одной стороны, постановление правительства, согласно которому все документы о привлечении подрядчиков к осуществлению капремонта должны публиковаться на официальном портале госзакупок, дало некоторую прозрачность. Но в то же время мы не видим, чтобы по примеру 44-ФЗ в открытый доступ выкладывались акты выполненных работ. В сфере капремонта существуют пробелы в нормативной базе, и федеральные законодатели до сих пор не могут их доработать, чтобы все процедуры были прозрачны и имелась возможность их отслеживать. А раз нет жёсткого контроля на каждом этапе — возникают нарушения, — говорит Эдгар Петросян. — Нужно обращаться к депутатам Государственной Думы, чтобы они вносили поправки в законодательство и выступали с инициативой по ужесточению контроля за подбором поставщиков. Это федеральная проблема, которая затрагивает все регионы — везде есть нерадивые поставщики, а порой и недобросовестные заказчики.
Общественники надеются, что рано или поздно федеральные власти решатся на реформу, которая сделает процесс капремонта прозрачным, понятным и удобным для всех. До тех пор, пока этого не случилось, реставрация жилых домов останется для волгоградцев и волжан тяжёлым испытанием, а для правоохранительных органов — неиссякаемым источником уголовных дел.