Posted 31 января 2022, 04:00

Published 31 января 2022, 04:00

Modified 17 октября 2022, 11:37

Updated 17 октября 2022, 11:37

Проблема не кусается, а уже загрызает: бродячие собаки могут стать вне закона

31 января 2022, 04:00
Отлавливать до единой, стрелять на поражение, сослать на остров, надеть на каждую намордник, чипировать или настроить собачьих приютов. Какие жесткие меры помогут горожанам, в том числе волгоградцам спастись от разгула бродячих собак, которые в российских городах и селах все чаще вкушают человеческой крови.

Массовые случаи нападения бродячих собак на людей, которые все чаще фиксируются в регионах России, стали причиной жесткой реакции главного следователя страны Александра Бастрыкина, а также других видных, в том числе политических деятелей.

«Закон для собак» лицом к людям

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала трагедия с загрызенной бродячими собаками 7-летней девочкой из забайкальского села Домна. Сразу после ее гибели 22 января жители собрались на стихийный митинг к местной администрации, да вот только где искать собак-убийц и на кого их «повесить»? Однако, очевидно, что закон об отлове бродячих животных, а именно ФЗ № 498 «Закон об ответственном обращении с животными» нуждается в срочной корректировке.

Спустя пару дней отреагировал СК РФ. Александр Бастрыкин поручил сотрудникам центрального аппарата проанализировать все подобные происшествия в разных регионах и проработать предложения по усовершенствованию действующего законодательства, чтобы повысить безопасность населения и исключить трагедии в дальнейшем.

— В предложениях должны быть учтены как эффективные и практически реализуемые механизмы предупреждения подобных трагедий, так и система контроля за исполнением должностными лицами в регионах обязанностей в этой сфере с определением пределов ответственности, в том числе уголовной, — сообщили в СК РФ.

При этом и те случаи, что уже произошли, на тормозах спускать следователи не намерены. Комментируя последние резонансные инциденты, в СК отметили, что в связи с недавними инцидентами в Воронежской, Новосибирской, Саратовской, Сахалинской и Смоленской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе, Хабаровском крае, республиках Бурятия и Саха, а также ряде других регионах будет дана правовая оценка действиям, а точнее бездействию отдельных чиновников и, прежде всего, сотрудников местных администраций.

Под раздачу и возможно уголовную ответственность попадут также руководители организаций, ответственные за отлов безнадзорных животных.

- Только в Забайкальском крае, где произошла трагедия, за прошлый год известно о не менее 5 фактах нападения собак на граждан. В этом регионе следователями краевого следственного управления даётся оценка указанным обстоятельствам в рамках единого уголовного дела, возбужденного по ст. 293 УК РФ (халатность), - утонили в СК РФ.

Неудивительно, что в Забайкальском крае сразу бросились «устранять изъяны».

Местный губернатор Александр Осипов высказался за изменения федерального закона, регулирующего отлов безнадзорных животных, поскольку в нем на данный момент «есть изъяны», которые не позволяют «удалить собак с улиц населенных пунктов».

Чиновники отчитались, что в селе, где случилась трагедия, выделят дополнительный школьный автобус для перевозки детей и решат вопрос с неосвещенными улицами в селе.

Откуда берутся бродячие и кусачие

Подробно о проблеме бродячих собак высказался не только главный следователь страны, но и председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. В качестве главной причины, если не брать в расчет очевидную плодовитость собак, парламентарий назвал безответственный подход хозяев, которые выбрасывают их.

Именно из-за нашей безответственности появляются бродячие собаки, выброшенные их владельцами. Также представители местных органов власти не считают эту проблему для себя приоритетной. Количество бездомных собак увеличивается. Нет региональных программ по строительству приютов для животных, их стерилизации, грантов для поддержки зоозащитников, которые занимаются этой проблемой более эффективно, чем муниципальные предприятия, — поделился мнением Володин в своем ТГ-канале.

Напомним, что сейчас заниматься отловом, затем лечением и вакцинацией, а также временным содержанием собак могут только специализированные организации с лицензией, врачебным кабинетом, штатными медиками и достаточной территорией для содержания животных.

С председателем Госдумы согласен и волгоградский общественник Алексей Ульянов.

— За несколько лет, пока закон буксовал, накопилось большое число особей. Мы их стерилизуем, но их количество, по сути, не уменьшается. Потому что в законе, например, прописано, что хозяин вправе сам стерилизовать собак. И что получается: многие бабушки и дедушки вешают на собаку ошейник, хотя она по сути уличная, а как только она попадает в питомник, они говорят: это наша собачка, вы нам верните. У таких собак появляется приплод, и снова- здорово. То есть действующий закон очевидно недоработан.

Общественник отметил, что человеческая жизнь должна быть в приоритете. И когда люди из различных микрорайонов по несколько раз в день звонят в специальные организации с жалобой на агрессивных и предположительно бешеных собак, а специалисты приезжают только на следующий день, а собак естественно уже и след простыл, это ситуация тупиковая и ненормальная.

Как бы цинично это не звучало, но в любой сфере есть допустимая погрешность несчастных случаев и трагедий. Например, шанс погибнуть в летном происшествии есть, но один на несколько миллионов, иначе люди попросту откажутся летать. Что же касается бродячих собак, то единичный трагический инцидент еще можно как-то списать на одну агрессивную особь или стаю при разгуле сотен добрых и безобидных «бобиков». Но такие трагедии, увы, стали будничными. Вслед за девочкой в Забайкальском крае, бродячие псы буквально на днях, 26 января, растерзали пожилого мужчину в Астраханской области.

Очевидно, что трагические случаи чудовищные только для людей. Для собак же особенно зимой — это обыденность злых голодных будней, ведь человека они знают лишь как конкурента по ареалу и территории обитания.

— Неудивительно, что часто собак находят отравленными, что не является нормой. Я такие действия не поддерживаю. Но соседи, видя, как на их детей бросаются бродячие псы, они от безысходности делают такие вещи. Поди потом докажи, что собаку траванули. Может она сама съела что-то не то или подцепила заразу, — рассказал Алексей Ульянов.

Сводить счеты и зверствовать — не выход

Вячеслав Володин признал неоднозначность проблемы, заметив, что с одной стороны «наши дети не должны быть жертвами бездействия взрослых, но сводить счёты с животными, уничтожать их — не выход из ситуации».

Как бы не было сейчас тяжело близким погибшей девочки, которым спикер выразил соболезнования, и как бы не захлестывали эмоции, нельзя впадать в крайности.

— Возникшая полемика имеет две крайности. Одни говорят: виноваты только животные. Другие — что не надо ничего делать. Но совершенно очевидно: решение предстоит найти, не руководствуясь этими позициями.

В том, что существующий закон об отлове и стерилизации собак слишком «беззубый», уверен и Алексей Ульянов.

— У нас кидаются из крайности в крайность. Закон или слишком жесткий, или слишком гуманный. Когда встал вопрос о собаках, закон сделали таким гуманным и любвеобильным, что собакам дали возможность пусть и после стерилизации находиться среди людей. Но собака всегда остается собакой. Это стайное животное, в стаи они собираются всегда. Если одна из собак проявит агрессию, другие так же будут вести себя агрессивно. Стерилизация отнюдь не делает собаку ручной — она может и укусить, и кинуться.

Волгоградские собаки тоже кусачие

Псевдогуманный закон о защите бездомных собак в Волгограде работает из рук (или из лап) вон плохо. Об этом весь прошлый год наперебой твердили журналисты, общественники и простые горожане. Обилие агрессивных псов на улицах областного центра стало одним из главных поводов для жалоб в редакцию «НовостиВолгограда.ру». Волгоградцы предлагали разные способы решения проблемы — от судебных тяжб с мэрией до ссылки всех собак на остров вместе с зоозащитниками.

Горпитомник, который должен был оставаться на страже интересов волгоградцев, несколько раз, мягко говоря, оконфузился.

Сначала в феврале 2020 года директор волгоградского Горпитомника получил срок за приписки.

В сентябре того же года выяснилось, что Горпитомник хоронил мертвых животных с экологическими нарушениями.

Наконец, самой скандальной стала прошлогодняя августовская история с обнаружением «кладбища домашних животных» неподалёку от базы МБУ «Северное» в Ворошиловском районе Волгограда. Речь идёт о восьми наскоро засыпанных ямах, внутри которых находились трупы собак. Волонтёры утверждают, что у некоторых животных на ушах имелись бирки, которые остаются после отлова. В ямах были как взрослые особи, так и щенки.

Захоронение оперативно ликвидировали, а собачьи останки утилизировали. Проверку по факту обнаружения несанкционированных захоронений бездомных собак в Ворошиловском районе провел комитет ветеринарии Волгоградской области. Впрочем, без разоблачительных результатов.

И даже несмотря на внимание к этой истории главы СК РФ Александра Бастрыкина так и не удалось выяснить, откуда могилы бродячих псов появились в Ворошиловском районе и кто может быть причастен к гибели животных — местные жители, догхантеры, отловщики, частные приюты или кто-то ещё. В мэрии лишь заверили, что «Горпитомник» или МБУ «Северное, не имеют отношения к могильнику на пустыре.

Поверили в такое заверение не все. После скандала главному ветеринарному врачу волгоградского «Горпитомника» Гуле Горбуновой начали поступать анонимные угрозы. Женщине и её семье угрожали расправой некие активисты, называющие себя зоозащитниками. Горбунова подала заявление в правоохранительные органы в связи с настоящим потоком угроз и оскорблений. Звонки и сообщения от «добрых защитников животных» поступали женщине с разных телефонных номеров.

Калейдоскоп мнений

Минусы действующего «беззубого» закона об отлове животных и его негативные последствия перечислять проще всего. Вопрос в конкретных решениях.

В предложениях, часть которых разумные, а другие явно делаются с желанием хайпануть, недостатка нет.

Как уже сообщало «НовостиВолгограда.ру», депутат Волгоградской областной Думы Ирина Соловьёва выступила с предложением ввести в России обязательное чипирование домашних животных и поголовную стерилизацию питомцев, а также урегулировать правовые основания работы волонтёров-зоозащитников и увеличить количество приютов. Волгоградцы частично согласились с инициативой депутата — но отметили, что масштабы проблемы уже таковы, что для её решения могут потребоваться радикальные методы. Многие предлагают начать с отмены печально известного закона № 498-ФЗ, охраняющего права животных в ущерб правам людей.

Схожую точку зрения, предполагающую строгий учет всех животных, высказал и Алексей Ульянов.

— Нужно, чтобы каждая особь имела паспорт, разрешение, тогда все будет понятно, чья собака, а главное, кто за нее несет ответственность. Тогда и мы будет по-другому относиться к животным. Активисты должны сформировать свои предложения и направить их тому же Бастрыкину, сейчас для этого самое время. Потом может быть поздно, — поделился мнением общественник.

Решатся ли волгоградцы написать Бастрыкину большой вопрос, но на страницах в соцсетях дискуссии уже оживленные.

-Сколько же детей и взрослых должно было погибнуть от клыков и когтей «милых собачек», чтобы в головах политиков и депутатов зашевелились более-менее здравые мысли об изменении невероятно глупого и далёкого от российской реальности закона о защите животных?!», — задаётся вопросом волгоградская журналистка Елена Шаркова.

«По центру Москвы-то стаи не бегают», — иронизирует предприниматель Вячеслав Кузьменко. — «Вся нынешняя движуха опять будет сведена к прессингу муниципалитетов: типа, почему не оборудуют приюты с кормлением и содержанием? На большее никто не пойдёт».

Вслед за волгоградцами еще более жесткое мнение высказал депутат законодательного собрания Забайкальского края Александр Михайлов. Сначала он назвал зоозащитников зарубежным проектом по уничтожению россиян, уточнив, что эти люди угрожают безопасности России. Затем забайкальский депутат Михайлов настолько «озверел», что призвал расстреливать собак и их защитников.

Если среди зоозащитников есть индусы, то, вероятно, они всей своей индуистской душой желают депутату Михайлову в следующей жизни переродиться в хвостатого, чтобы на собственной шкуре испытать все прелести таких живодерских заявлений.

Минус живодерство, плюс здравый смысл

Каждый из представленных вариантов слишком субъективный, если не сказать утопический. Он либо не найдет поддержки большинства, либо, как, например, чипирование, трудно реализуем на практике.

Ввести более строгую ответственность для чиновников, отвечающих за ситуацию с бездомными животными на местах, тоже кажется поверхностным выходом. Во-первых, против них и так возбуждают дела по фактам халатности, а во-вторых, следователи сами же признают несовершенство и мягкость закона, но тут же пытаются наказать возможных виновников, опираясь на старый вариант законодательства. Нелогично.

Но человек на то и царь природы, чтобы принимать мудрые решения. Естественно, самым мудрым решением будет взвешенный подход, позволяющий соблюсти баланс интересов.

Например, к зоозащитникам можно относиться по-разному, но они такие же члены общества и имеют право на выражение и отстаивание своей точки зрения. Очевидно, что недолюбливающим собак гражданам нужно не воевать с зоозащитниками, а найти компромисс и направить энергию сочувствующих братьям нашим меньшим в нужное русло.

Проще говоря, регламентировать общественную деятельность по уходу и содержанию собак. Возможно, профинансировать строительство большего количества загородных приютов с обширными территориями (свободной земли в российских регионах хватает), чтобы собаки не сидели там в клетках, а свободно гуляли в этих резервациях. Ну, а зоозащитники ухаживали за ними за минимальную зарплату.

Таким образом, и центральные городские районы, и окраинные жилмассивы, а также территории сельских районов можно будет в кратчайшие сроки очистить от бродячих собак, а уже затем, поместив их в питомники, дискутировать далее и решать, где проходит граница гуманности и бесчеловечного зверства.

Подпишитесь