Posted 31 января 2022,, 15:30

Published 31 января 2022,, 15:30

Modified 17 октября 2022,, 11:39

Updated 17 октября 2022,, 11:39

Передайте за проезд: почему и зачем в Волгограде отказываются от кондукторов?

31 января 2022, 15:30
Одной из главных тем для обсуждения в Волгограде остаётся заявление мэрии о предстоящем отказе от обслуживания общественного транспорта кондукторами. Несмотря на жизнерадостные заявления чиновников, пока остаётся неясным, готов ли Волгоград к бескондукторной оплате — и кто получит выгоду от реализации этой схемы.

Голубая мечта мэрии Волгограда

Разговоры о возможном отказе от услуг кондукторов в волгоградских автобусах, трамваях и троллейбусах велись уже не первый год. Иногда слухи о грядущей «цифровизации» общественного транспорта и массовом сокращении кондукторов были связаны с объективными причинами: например, в прошлом году МУП «Метроэлектротранс» было вынуждено отстранить от работы около сотни сотрудников из-за их отказа прививаться. В остальных случаях дальше ворчания в соцсетях такие обсуждения не заходили. Для городской администрации желание перекроить всю систему общественного транспорта, включая оплату проезда, на московский лад превратилось в заветную голубую мечту.

И вот в конце января 2022 года замруководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев объявил на брифинге, что мэрия и подведомственные ей транспортные предприятия планируют постепенно отказаться от услуг кондукторов. Эти сотрудники часто болеют, сама профессия всё менее популярна из-за низких зарплат и высокой нагрузки — так что в будущем оплату за проезд у волгоградцев будут принимать либо водители, либо специальные терминалы-валидаторы для безналичного расчёта.

Простые волгоградцы настороженно отнеслись к заявлению представителя мэрии. Они не оценили ссылку на прогрессивный московский опыт, который в Волгограде, с учётом совсем иной городской планировки и маршрутной сети, может не сработать. Кроме того, первые осторожные попытки внедрения бескондукторной системы в областном центре сложно назвать успешными. Пользователи соцсетей наперебой рассказывают, как неудобно им стало ездить в общественном транспорте после «изгнания» кондукторов.

Например, волгоградец Владимир Т. сравнил пассажиропоток в автобусе №95, где работал кондуктор, и троллейбусе №8, который уже перешёл на «инновационную» систему оплаты через водителя. По его словам, даже когда в салон заходят всего два человека, передача платы за проезд на входе отнимает драгоценное время. В часы пик это может привести к давке. «Понял, почему большая часть людей села в автобус. Там были открыты все двери, люди быстро сели и поехали. Я представил, что было бы, если бы нас было не двое, а пятеро или семеро. Две-три минуты ушло бы на посадку. А если бы пассажиры расплачивались только мелочью, то и все пять-семь», — оценивает Владимир.

Другие волгоградцы также свидетельствуют, что «бескондукторная» система даёт сбои. Популярная городская группа в Facebook буквально трещит от жалоб. «Трамваи маршрута №4 стоят и по пять, и по семь минут на остановках, пока водитель обилечивает входящих, и выстраивается за ними очередь из тренькающих трамвайчиков, ожидающих своей очереди подъехать к остановке, особенно в «часы пик». Жить стало лучше, жить стало веселее в нашем любимом городе», — иронизирует Софья Т.

В то же время многие волгоградцы выражают мнение, что со временем ситуация наладится, и приводят в пример другие российские города, где от кондукторов давно отказались. «Москва так больше десяти лет жила. И ничего, все быстро привыкли. Мелочь и проездные заранее готовили», — пишет Дмитрий З. Ключевая претензия сторонников дальнейшей «цифровизации» транспорта в Волгограде — отсутствие нормальных валидаторов, с помощью которых можно было бы оплачивать проезд гораздо быстрее и проще, чем через водителя.

«Это будет печально»

У общественников и депутатов несколько иной взгляд на ситуацию. Они не рискуют оценивать внедрение бескондукторной схемы, пока наполеоновские планы мэрии ещё не реализованы даже на самом базовом уровне.

Депутат Волгоградской городской Думы от КПРФ Илья Кравченко, активно проявляющий интерес к развитию электротранспорта в областном центре, считает, что о реальных последствиях замены кондукторов валидаторами можно будет судить только после того, как эта идея пройдёт проверку реальностью. Но в целом он одобряет инициативу властей. Главное — чтобы количество валидаторов в транспорте было адекватно пассажиропотоку, а в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев не создавалась давка.

Нужно смотреть, что конкретно планируется сделать и какие валидаторы собираются закупать, поскольку любое хорошее начинание можно испоганить некачественной техникой. Если поставят один валидатор на автобус большой вместимости, это будет печально: люди будут вынуждены идти через весь салон, чтобы оплатить проезд. А если сделают, как в Москве, это будет очень удобно, — отмечает Илья Кравченко. — Я бы оценивал это решение только по итогу. Терминалы, которые кондукторы используют сейчас, на грани непригодности: нужно буквально вдавливать в них карту, чтобы оплатить проезд. Могли бы, наверное, ещё хуже закупить, чтобы сэкономить. Поэтому нужно смотреть на реализацию. Но в целом то, что в транспорте не будет кондукторов, — я считаю, это плюс.

«Цифровизацию» городского транспорта сдержанно одобряет и волгоградский Telegram-канал «Сталингумрак». Его авторы указывают, что переход к безналичному расчёту и отказу от кондукторов неизбежен — эту мечту чиновники мэрии вынашивали не менее пяти лет, поэтому бессмысленно обвинять нового главу Волгограда Владимира Марченко в какой-то особой тяге к реформаторству. В данном случае интересно другое: кто заплатит за установку валидаторов в транспорте и почему извлекать выгоду из тотального перехода на безнал, скорее всего, будет иногородний оператор карты «Волна».

Кому выгодно?

Очевидно, что отказ от услуг кондукторов в волгоградском общественном транспорте повлечёт за собой экономические последствия. Не случайно объявление о грядущей «кондукторской чистке» совпало с удорожанием проезда, в результате которого резко повысился спрос на пассажирскую карту «Волна». Закупка валидаторов в необходимом количестве обойдётся нищему «Метроэлектротрансу» в солидную сумму, и экономия на зарплате уволенных кондукторов вряд ли покроет затраты. Для города, где несколько лет не хватает денег на ремонт эскалаторов на станциях метротрама, напыщенные разговоры о «московском опыте» выглядят смешно.

Современный валидатор — это полноценный микрокомпьютер с несколькими модулями и онлайн-кассой для фискализации в соответствии с требованиями ФНС. В идеале он обрабатывает одну транзакцию менее секунды (на практике некачественные валидаторы порой «думают» над каждой операцией в разы дольше). Одно такое устройство может стоить примерно от 15 тысяч до 65 тысяч рублей, в зависимости от модели и характеристик, а для полного оснащения одного автобуса или трамвая требуются как минимум четыре-пять валидаторов. Кроме того, необходимо предусмотреть и затраты на техобслуживание онлайн-касс. Поэтому логично, что тарифы на проезд в общественном транспорте Волгограда после перехода на бескондукторную систему могут в очередной раз повыситься. Расчёт наличными, вероятно, станет окончательно невыгодным (если такую возможность пассажирам вообще сохранят), а платить за мечты волгоградской мэрии об имитации московского опыта придётся простым горожанам.

С высокой вероятностью главным бенефициаром «электронной революции» с оплатой проезда в транспорте Волгограда станет ООО «Сити транспорт Групп — Поволжье», которое обслуживает транспортную карту «Волна». У этой компании, зарегистрированной в 2015 году в Санкт-Петербурге, всего девять штатных сотрудников, что не помешало ей в 2020 году показать чистую прибыль в 38 млн рублей. Помимо обслуживания «Волны», оператор карты ранее зарабатывал солидные суммы за счёт централизованной продажи проездных билетов коммерческим структурам (например, «Концессиям теплоснабжения»).

У «Сити транспорт Групп — Поволжье» тесные связи с холдингом «Питеравто», который фактически подмял под себя автобусные перевозки в Волгограде и недавно получил контроль над частью бизнес-структур семейства Бакулиных в Волжском. С момента основания компании и до 2018 года учредителем организации числился Леонид Паскипарт, который в прошлом являлся также гендиректором ООО «Волгоградский автобусный парк» и занимал в холдинге «Питеравто» должность директора по управлению филиалами. Сейчас руководство ООО «Сити транспорт Групп — Поволжье» осуществляет Роман Юренев, параллельно руководящий компаниями «Сити транспорт Групп — Центр» и «Сити транспорт Групп — Сибирь».

Перспектива того, что прибыль от внедрения новомодной бескондукторной схемы может достаться питерской компании, беспокоит волгоградцев. «Главный вопрос в том, почему волгоградская мэрия отдаёт доходный бизнес частникам, вместо того чтобы заводить прибыль в бюджет через МУПы, например. Чиновники горадминистрации старательно избавляются от ведения хозяйственной деятельности. Либо воровство не могут остановить, либо — сами остановиться в распилах и аффилированности», — указывает Telegram-канал «Сталингумрак». — «В итоге налогов от частника бюджет получает больше, чем доходов от такой «деятельности». Это касается не только пассажирских перевозок».

Вкалывают роботы, счастлив человек

Ещё один вопрос, который возникает в связи с отказом от кондукторов в волгоградском транспорте, — как быть с сотрудниками «Метроэлектротранса», которых придётся массово уволить. Труд кондуктора, как честно признаёт сама мэрия Волгограда, утомителен и неблагодарен, поэтому сейчас им занимаются в основном пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке, и люди предпенсионного возраста, которым будет тяжело найти новую работу. Возможно, властям стоило бы задуматься о переобучении кондукторов на специальных курсах, чтобы лишившиеся рабочих мест волгоградцы не оставались совсем без трудоустройства и не повышали градус социального напряжения в регионе.

Депутат гордумы Илья Кравченко считает, что в данном случае курсы переподготовки не помогут — он критикует саму ситуацию, в которой пожилые люди вынуждены работать кондукторами, ежедневно сталкиваясь с толкотнёй в салонах и грубостью пассажиров.

Пенсионеры вообще не должны работать. Они должны получать хорошую пенсию, путешествовать, жить спокойно и внукам помогать. То, что они вынуждены работать кондукторами, это неправильно, — отметил Илья Кравченко.

Вероятно, многие горожане подписались бы под этими словами, да и вообще были бы счастливы, если бы вместо кондукторов в общественном транспорте вкалывали роботы. Но до такого прекрасного будущего, учитывая состояние экономики, Волгограду невообразимо далеко. Поэтому вопрос о трудоустройстве уволенных работников «Метроэлектротранса» повисает в воздухе. Городская администрация пока не давала намёков на то, как она планирует решать эту проблему.

Ощутить на себе все прелести бескондукторной оплаты проезда волгоградцы, по всей видимости, смогут уже совсем скоро. Можно ожидать, что нововведение придётся по душе не всем, — но мэрии Волгограда не впервой принимать непопулярные решения и открыто игнорировать пожелания граждан, так что жителям областного центра лучше заранее приготовиться к новой транспортной реальности.

"