По данным Федерального казначейства, за 10 месяцев 2019 года расходы на медицину в целом по стране составили 2,92 трлн рублей. За те же 10 месяцев 2021 года из бюджетов всех уровней было потрачено уже 3,84 трлн рублей. Если брать во внимание еще и финансирование по линии ОМС, то в 2019 году российская медицина получила 5,6 трлн рублей, в 2021-ом – порядка 7,15 трлн, пишут «Новые Известия».
Но увеличение расходов не помогло сократить летальные исходы. По словам независимого демографа Алексея Ракши, с начала пандемии избыточная смертность уже должна достичь 1 млн человек. В Минздраве это не подтверждают, но и своих данных не приводят. По информации Оперштаба на 21 декабря 2021 года, на Россию приходилось 13% ковидных смертей в мире.
Если отталкиваться от данных Росстата и Оперштаба, 63% избыточной смертности приходится на COVID-19, 12,7% – на случаи, когда вирус не был основной причиной смерти. А вот 24,3% летальных исходов вообще не связаны с ковидом.
Еще в начале прошлого года в Счетной палате напомнили, что люди умирают не только от коронавируса, на фоне борьбы с которым сократилось оказание плановой медпомощи по неинфекционным болезням. С апреля по август среднее отклонение объемов составило 52,4% вместо обычных 26,2%. То есть про других больных практически забыли. В основном пострадали люди с сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями.
По информации Федерального фонда ОМС, по итогам 9 месяцев 2021 года в ряде регионов рост доли экстренных госпитализаций (повышенный риск смерти) составил от 16% до 97%. Таков печальный результат сокращения плановой медпомощи.
Причем в некоторых регионах лечением занимаются лишь тогда, когда человек находится при смерти. По мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, в России нет централизованной системы здравоохранения:
- У нас по конституции здравоохранением занимаются и федеральный центр, и субъекты РФ совместно, но большая часть полномочий передана федеральным центром в субъекты. В результате у нас возникли разные системы здравоохранения. Как может быть в одном регионе список бесплатных лекарств из 76 наименований, а в другом – из 650?
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович предоставила сведения, согласно которым в 2020 году даже выросли объемы оказания медицинской помощи, не связанной с лечением ковида. Правда, сократилось число людей, которые ее получили.
- Почти на 10% относительно ожидаемых снизились объемы госпитализаций в круглосуточный и на 25% - в дневные стационары. При этом оплата этих госпитализаций превысила на 3-5% плановые показатели, составив в сумме почти 1,5 трлн. рублей, что может говорить о более тяжелом течении заболеваний у этих пациентов. И это, конечно, результат вынужденного ограничения доступности своевременной медицинской помощи, которая возникла из-за новой инфекции, – отмечает Лариса Попович.
Свою негативную роль сыграл и дефицит медицинских кадров. Об этой проблеме сообщили 87% врачей в ходе опроса, проведенного профессиональным сообществом «Врачи РФ». По результатам исследования стало известно, что 37% медиков вынуждены работать на 1,5 ставки, а 27% врачей – сразу на 2 ставки. Почти половина респондентов (47%) называют причиной кадрового голода низкие зарплаты.
- Закрыть в один момент дефицит кадровых и материальных ресурсов в системе невозможно, поэтому потребности в ковидной помощи закрывались главным образом перераспределением существующих ресурсов. В красную зону уходили не только медицинские работники. Перепрофилирование в ковидные госпитали целых учреждений, ранее оказывавших специализированную медицинскую помощь, не могло остаться без последствий для пациентов, – считает создатель сервиса помощи пациентам bezbahil.ru Татьяна Громут.
Таким образом, пандемия осложнила работу здравоохранения и жизнь больным. В каждом регионе власти действовали самостоятельно в меру своих возможностей. При этом справились не все.