О возможных изменениях в курсировании общественного транспорта в Волгограде заговорили ещё в середине осени. Уже тогда в СМИ просочилась информация о планах мэрии закупить новые троллейбусы и частично заменить ими колесящие по городу автобусы.
Зачем все эти изменения?
Официальная версия чиновников, якобы аргументирующая необходимость очередной реформы — экологическая привлекательность электротранспорта. Когда в 2017 году в городе массово истребляли маршрутки, нам говорилось о перспективности современных автобусов. Спустя 4 года приоритеты снова поменялись.
Ещё одна причина связана с логистикой. Длинные маршруты не устраивают департамент городского хозяйства, если они на значительной части своего маршрута дублируют другие автобусы и скоростной трамвай.
— Мы не считаем целесообразным в нашем линейном городе иметь маршруты огромной протяжённости, которые по 2-3 раза сменяют салон. Это затрудняет логистику и управление общественным транспортом.Сергей Комлев, замглавы департамента городского хозяйства Волгограда
Тут вспоминается ещё один протяжённый автобусный маршрут в Волгограде — № 77. Он связывает Красноармейский и Дзержинский районы и проходит через большую часть города. И, к примеру, на Второй Продольной дублируется с несколькими другими автобусами. Неужели и его в будущем ждёт та же участь?
Какие автобусы ждут перемены?
Больше всего изменятся маршруты автобусов № 95 и № 55, причём произойдёт это уже с 1 января. 95-й теперь будет ходить от посёлка ГЭС в Тракторозаводском районе только до Тулака в Советском (раньше конечной остановкой одного из самых протяжённых маршрутов Волгограда был «ВолгоГРЭС» в Кировском районе).
А 55-й перестанет заезжать в микрорайон «Родниковая долина» в Советском районе. Он по-прежнему продолжит курсировать от ДК «Строитель» в Красноармейском, но в Кировском будет сворачивать со Второй Продольной на улицу Химзаводскую (напротив «Химпрома»), захватит улицы Шумилова, Писемского и Кирова, затем снова выйдет на Вторую Продольную, а после ТЦ «Лента» повернёт на ул. Автомобилистов и через Электролесовскую доедет до Тулака.
Что же касается «Родниковой долины», то там пока останется лишь маршрутка № 15а, которая ходит из Красноармейского района. В департаменте городского хозяйства заявили, что этот маршрут почти полностью дублируется с пока ещё действующим маршрутом автобуса № 55, а вот загруженность у него в среднем всего на 40%. Таким образом, микрорайон решили оставить без автобуса вообще, хотя не исключили, что в перспективе рассмотрят этот вопрос.
Как будут ходить новые троллейбусы?
С 1 января троллейбусное сообщение вернётся в посёлок Нижний Тракторный. С 1 мая добавится троллейбусный маршрут от посёлка ГЭС до пл. Куйбышева на Тулака. То есть на лицо все тоже дублирование обновленного маршрута автобуса № 95. Из чего можно сделать вывод, что, по всей видимости, с мая 2022 года он перестанет ходить вообще.
Ещё два троллейбуса свяжут Жилгородок с Советским и Тракторозаводским районами. Первый будет ходить до всё той же площади Куйбышева на Тулака (вместо автобуса № 65), второй — до ул. Грамши.
Но возникает вполне логичный вопрос — если троллейбусы на ряде маршрутов заменят автобусы, то как быть тем пассажирам, которые пользуются проездными? Большинство горожан приобретают их только на один вид транспорта, которым пользуются чаще всего (комбинированные варианты не так востребованы из-за высокой цены). И если по новой транспортной схеме человек будет пересаживаться с автобуса на троллейбус, ему придётся ещё и дополнительно платить за проезд в электротранспорте.
В чём плюсы новой схемы
Очевидным преимуществом использования троллейбусов вместо автобусов является их экологичность. Правда, сейчас 80% волгоградских автобусов ездит на сжиженном природном газе (метане), но электротранспорт в этом смысле ещё более безопасен для окружающей среды.
Новые троллейбусы будут с автономным ходом до 20 км. Это значит, что они подзаряжаются во время движения от контактной сети, после чего могут опустить токоприёмники и дальше двигаться уже как обычные автобусы.
Вместимость троллейбусов — до 90-100 человек, что сопоставимо с автобусом. Кроме того, у них более плавный ход и сниженный уровень шума.
— Если сравнивать автобусы и троллейбусы, я за последние. Да, у нас сейчас большинство автобусов в городе на метане, и назвать их неэкологичными тоже нельзя. Но в любом случае работа автобуса — это масла, различные примеси и т. д., что всё равно загрязняет воздух. Поэтому с точки зрения экологии изменения положительные. А в плане удобства для пассажиров — тут надо будет мониторить обстановку и делать выводы. Хотя соглашусь, что подобные изменения надо обсуждать с людьми.Алексей Ульянов, волгоградский активист, блогер
Уже известно, что будет закуплено 56 троллейбусов. Правда, с производителем определённости до сих пор нет. Есть всего 4 варианта: Энгельс, Уфа, Вологда и Минск. По Волгограду будут ездить троллейбусы, выпущенные в одном из этих городов.
Как отреагировал народ
Волгоградцы, мягко говоря, в шоке от нововведений в сфере общественного транспорта. Большинство возмущено тем, что теперь придётся пересаживаться и, соответственно, платить за это деньги. Да, по карте «Волна» есть тариф «Пересадочный», по которому в течение часа можно делать неограниченное количество пересадок — за это списывается 30 рублей. Но это выгодно тем, кто пересаживается несколько раз за короткий промежуток времени. А если нужно пересесть лишь один раз?
Для жителей Красноармейского, Кировского и Советского районов из-за сокращения протяжённости маршрута № 95 планируют увеличить число автобусов на маршруте № 2 («Кинотеатр «Юбилейный» — «Ж/д вокзал»). Насколько это может решить проблему, пока можно только гадать. Кроме того, в 2024–2025 годах на дорогах Волгограда возможно появление электробусов, в том числе в Кировском и Красноармейском районах.
«Документ планирования — это живой организм, поэтому в него можно вносить изменения. Если мы в будущем поймём, что где-то ошиблись, вполне можно будет сделать определённую корректировку», — успокаивает замглавы ДГХ Волгограда Сергей Комлев.
Но пока народ просто возмущён. В соцсетях обеспокоенные волгоградцы разносят новую транспортную схему в пух и прах, резонно замечая, что количество пересадок теперь существенно увеличится, а загруженность автобусов и троллейбусов вряд ли станет меньше. При этом многие справедливо замечают, что новая транспортная схема — это еще совсем не забытая старая, действовавшая до 2017 года. Тогда как стоит оценивать 4 года властвования на дорогах Волгограда автобусов «ПитерАвто»?
Волгоград разделили пополам — новым «центром» станет площадь Куйбышева на Тулака. Раскололись на два лагеря и сами горожане. Львиная доля населения негодует, желая, чтобы такие радикальные изменения принимались с учётом мнения жителей. А некоторые всё же смотрят в ближайшее будущее с оптимизмом, рассчитывая, что потихоньку всё устаканится, найдутся оптимальные варианты движения транспорта, а недочёты будут устранены. Главное, чтобы власти были в диалоге с жителями, иначе все будет, как весной 2017 года..