На словах у нас полный интернационал, а на деле — только что, например, вынесли приговор радикальному националисту, который в прошлом году жестоко убил студента-азербайджанца. Да и нападки на армянскую диаспору после громкого убийства риелтора Романа Гребенюка тоже показали, что с межнациональными отношениями в Волгограде не всё гладко.
Кто виноват? Сложно сказать. Хочется, конечно, бросить камень в огород правоохранительных органов, которые любят искать экстремистов среди журналистов, навальнят* или обывателей, постящих в соцсетях «Тома и Джерри», но не могут пресечь вандализм и убийства на почве ненависти. Но проблема глубже. Наше общество как никогда разобщено, и постоянное стравливание людей между собой (взять хотя бы прививочную сегрегацию...) усугубляет проблему. Радикалов всех мастей будет становиться больше.
Слепая ненависть — будь то ненависть к евреям, женщинам, рыжим или непривитым, — всегда иррациональна, она рождается из страха и невежества. И та рознь, которая растёт между привитыми и непривитыми, по сути своей ничем не отличается от межнациональной или межрелигиозной. Просто за антисемитизм у нас наказывают, а за призывы радикально поразить в правах всех, кто не успел вакцинироваться, — почему-то нет. Лично я прививку сделал и вам советую, к принципиальным антиваксерам отношусь с иронией — но тот язык ненависти, который в последнее время становится доминирующим, вызывает у меня отторжение. Когда люди начинают видеть в своих соседях и знакомых «безмасочников» или «ковидиотов» с одной стороны и «чипированных» или «коронафашистов» — с другой, это уже явное свидетельство массового психоза.
Поэтому символично, что мемориал жертвам Холокоста в Волгограде осквернили именно в разгар ковидной истерии. Когда одна половина общества рьяно требует стигматизировать, репрессировать и сегрегировать другую, волей-неволей напрашиваются некоторые исторические параллели.
* последователи Алексея Навального, основателя ФБК (организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации).