С 18 октября в Волгоградской области вступили в силу новые антикоронавирусные меры, предполагающие доступ в большинство мест только для привитых или недавно переболевших. Под запретом оказалось практически всё, начиная с кафе и ресторанов и заканчивая музеями, театрами, кинотеатрами, бассейнами и фитнес-центрами. Во все подобные заведения теперь вход осуществляется только по QR-коду, который присваивается после вакцинации, либо со справкой о перенесённом в течение последних 6 месяцев COVID-19.
«НовостиВолгограда.ру» решили выяснить, как работает новый «фейс-контроль» и что о нём думают сами волгоградцы — особенно непривитые.
Кино для избранных
В кинотеатрах уже давно нет привычного оживления — в эпоху пандемии люди в принципе стали ходить в кино реже. Сейчас, когда на входе нужно показывать QR-код или справку, желающих поубавилось ещё. Но в то же время резкого спада именно после введения этих ограничений не отмечается.
Мы побывали в двух кинотеатрах Дзержинского района, и в обоих добросовестно проверяли наличие QR-кодов у посетителей. При этом в Mori Cinema нельзя даже пройти на территорию кинотеатра, посмотреть афиши и т. д., поскольку уже на входе за столиком сидит сотрудница, которая и должна «фильтровать» зрителей.
— В основном все реагируют спокойно, показывают код и проходят, — рассказывает сотрудница кинотеатра Mori Cinema. — Скандалов не устраивают, но иногда недовольство есть. С технической точки зрения никаких проблем с проверкой QR-кода не возникает, это занимает несколько секунд.
Впрочем, при нашем корреспонденте компания из трёх взрослых людей не прошла входной контроль. Услышав про новую систему допуска, они сначала возмутились, что якобы такие меры должны быть введены только с 30 октября, а потом просто развернулись и ушли.
В «Синема 5» вход в сам кинотеатр не закрыт, но там тоже следуют требованиям и при проходе в зал просят посетителей предъявить код. Реакция аналогичная — большинство уже знает обо всём и спокойно показывает то, что нужно. Другие же либо не в курсе нововведений (таких крайне мало), либо надеются проскочить и так.
В кафешках не всё так просто
В заведениях общепита ситуация с идентификацией кодов намного сложнее. Там гораздо выше проходимость и часто возникают очереди, поэтому проверять у каждого QR-код на госуслугах просто нереально. Потому сотрудники кафе и столовых в лучшем случае только удостоверяются в наличии кода или справки, проверять их никто не спешит.
Во всяком случае, мы не заметили ни одного случая, чтобы чей-то QR-код особо заинтересовал персонал заведений. Более того, некоторым клиентам даже верили на слово, что они привитые. Дело было днём, больших очередей на тот момент не было, но ждать людям всё же немного приходилось. А что будет в час пик?
Возможно, выходом стала бы автоматическая проверка кодов, и подобное устройство уже имеется. О его разработке сообщила российская IT-компания. Эта штуковина работает на базе искусственного интеллекта, умеет распознавать QR-коды, проверять паспортные данные и наличие маски на лице. Но сколько пройдёт времени, пока эти устройства можно будет повсеместно внедрять? И в какую копеечку это влетит самим заведениям?
А может, обхитрим?
Ужесточение ограничений по входу в большинство общественных заведений и организаций чревато, по крайней мере, двумя «побочными эффектами». Многие уже сейчас пытаются обойти систему и схитрить. Кто-то, например, делает на телефоне скриншот привитых друзей или родственников. Часто такой трюк прокатывает в тех местах, где обращают внимание лишь на наличие QR-кода. Там, где его проверяют, тоже может сработать, но в таком случае друг или родственник должен быть аналогичного пола и возраста.
А иногда, судя по признаниям некоторых волгоградцев в соцсетях, бывает достаточно даже обычного QR-кода, никак не связанного с вакцинацией. Бороться с такими махинациями можно только одним способом — сверять данные с паспортными. В тех же кинотеатрах или музеях это ещё реализуемо, но в общепите точно нет.
Ещё одна проблема — покупка «левых» сертификатов. Она существовала ещё с введением обязательной вакцинации, а новые меры только подтолкнут рьяных антипрививочников к активным действиям. Увы, пока действенных методов борьбы с чёрным рынком прививочных сертификатов нет.
А тем временем бизнесу отнюдь не легче. Владельцы подстраиваются под все требования и в большинстве своём честно им следуют, наступая на горло собственной песне. А в итоге ограничения становятся всё жестчё и жёстче, что губительно сказывается на потоке клиентов.
Более того, на период с 30 октября по 7 ноября в регионе и вовсе закрыли кинотеатры, бассейны, сауны, хотя для музеев, театров и фитнес-центров почему-то сделали исключения. Кафе и рестораны снова вынуждены будут соблюдать заполняемость не более 50%, и даже те организации, что летом получили статус свободной от коронавируса зоны, не смогут больше работать без ограничений. Спрашивается, ради чего они всё это оформляли и где вообще логика во всей этой ситуации?
Это наша новая реальность?
Изначально политика введения входа по QR-коду направлена не на ограничение распространения заболевания. В одном из материалов мы подробно рассказывали, почему это так не работает и объясняли, что главная цель — подтолкнуть ещё не вакцинировавшихся сделать наконец прививку.
Судя по тому, что очереди на вакцинацию в последние дни увеличились, определённый эффект от такой меры действительно есть. Из тех, кто ещё не делал прививку, есть категория сомневавшихся, которые в итоге приняли решение об иммунизации, чтобы получить «ключ от всех дверей» в виде QR-кода. В то же время довольно ощутимый процент населения по-прежнему стоит на своём и по тем или иным причинам даже под гнётом столь массовых ограничений прививаться опасается.
Но не будем забывать ещё как минимум о двух категориях людей. Во-первых, есть те, кто переболел коронавирусом и вылечился сам. С учётом переполненных поликлиник многие действительно пытаются справиться с болезнью своими силами. Вот только после выздоровления у таких людей может не быть официального подтверждения, что они переболели ковидом, и на преференции они рассчитывать не смогут.
«Если человек сделал тест в частной клинике, то с его результатами он всё равно должен обращаться в государственную, — объясняют в облздраве. — Врач определит ему схему лечения, пропишет лекарства, он сядет на самоизоляцию (если заболевание в лёгкой форме) и как минимум 2 недели будет лечиться».
Другая категория — лица с медицинскими противопоказаниями к вакцине. В основном это те, у кого в прошлом случались тяжёлые аллергические реакции вроде отёка Квинке. В инструкциях ко всем российским препаратам, использующимся для вакцинации, в противопоказаниях этот пункт есть. Но как показывает практика, врачи стараются не давать медотвод от прививки таким пациентам, даже если они уже давно стоят на учёте и имеют соответствующий анамнез.
— У моей жены был отёк Квинке, поэтому вакцина для неё — большой риск, потому что непонятно, как организм отреагирует. Но когда она приходила на приём к врачам, они как один меняли тактику. Один аллерголог вообще написал ей в карте диагноз «крапивница»! Другой признал, что был отёк Квинке, но тоже в итоге нигде это письменно не отразил. Я глубоко возмущён, что волгоградцам даже не дают возможности объясниться. Не имею ничего против вакцинации, но считаю, что таких перегибов быть не должно. Константин Карапетян, журналист, бывший главный редактор «Городских вестей» в Волгограде
Что же делать тем, кто по объективным причинам не делает прививку? Получается, что выбора им не оставляют. Страх перед коронавирусом затмил все остальные потенциальные риски для здоровья, и, кажется, что единственной альтернативой остаётся привиться или переболеть. Ну или и то, и другое.